The Psychologist

"Журнальный столик": сатирический хоррор как инструмент кинотерапии

Опубликовано в «Киноанализ»

"Журнальный столик": сатирический хоррор как инструмент кинотерапии
Алексей РОСОВЕЦКИЙ

Алексей РОСОВЕЦКИЙ

8 мин чтения
04/06/2025
Like
0
Views
706

В августе 2024 года не нуждающийся в особых представлениях Стивен Кинг высоко оценил на своей страничке в соцсети Х (бывший Twitter) никому не известный испанский "фестивальный" фильм, снятый по цене короткометражки и собравший в мировом прокате всего 40 тыс долларов. По его словам, фильм "ужасный и одновременно ужасно смешной" — более, чем солидная рекомендация от "короля ужасов", который сравнил ленту "самым темным сном братьев Коэн": здесь уже есть о чем задуматься любителям хорошего кино.

В результате камерный хоррор "Журнальный столик" (хотя "La mesita del comedor" по смыслу точнее перевести как "Обеденный столик"), до того прошедший всего в парочке испанских кинотеатров, был закуплен крупной национальной стриминговой платформой Filmin и принес своим создателям заслуженную известность. Весной 2025 года "Журнальный столик" обсуждается в украинских соцсетях как "самый жестокий и отвратительный фильм на свете".

Попробуем разобраться, действительно ли так и есть.

Фильм снят за полторы недели почти целиком в одной локации городской квартиры, но совсем не выглядит статичным или бедным с визуальной точки зрения: 48-летний режиссер Кайе Касас, для которого это только вторая полнометражная работа, очень умело использует камеру, выстраивая в тесном пространстве необычные ракурсы. При этом, за счет финансовых ограничений, оператору приходится использовать статичную камеру и снимать долгими планами, что добавляет эффект документального видео. И это сочетание визуальной изощренности с кажущейся простотой задает особый стиль.

"Журнальный столик" — история конца немолодой пары, состоящей, как это принято говорить, в токсичных отношениях, которые переродились в кризисные с рождением ребенка. (Определенная авторская ирония прослеживается в именах главных персонажей — Хесуса и Марии, которые символизируют страдание и скорбь.)

Собственно говоря, спойлер лишает этот фильм определенной части его воздействия на зрителя, но плох тот зритель, которого можно напугать спойлером. Сюжет о смерти младенца, которую пытаются скрыть от матери во время вечеринки, авторы "Журнального столика" позаимствовали в романе Хулио Кортасара "Игра в классики". Группе интеллигентных эмигрантов, собравшихся в тесной парижской квартирке, где так сладко пьется ром и так задушевно разлагольтсвуется, что хотя все они рано или поздно заметили смерть младенца в его кроватке, никто не в силах остановить праздник.

Нужно признать, что в романе Кортасара, который обошелся без потоков крови и отрезанных голов, смерть младенца с нелепым именем Рокамадур вызывает не менее шоковый эффект. Не столько по причине черствости и жестокости взрослых, а просто потому, что мы успели с ним познакомиться и проникнуться сочувствием. Без этого сочувствия к смерти ребенка "Журнальный столик" превращается в холодное, хотя и довольно талантливое упражнение в стиле. В фильме вообще нет ни одного персонажа, который бы вызывал зрительские симпатии, все герои на экране в большей или меньшей степени отталкивающие. Соответственно, все эмоции в кадре — негативные.

Хотя с точки зрения стиля и нагнетения саспенса лента сделана и правда весьма мастеровито. Особое внимание к мелким деталям (вроде кровавых отпечатков на дверной ручке) и грамотный саундтрек держат в напряжении до самого финала, хотя насмотренному зрителю и так все должно быть понятно. При этом градус напряжения настолько высок, что временами достигает самопародии, а ситуации кажутся намеренно абсурдными, так что временами и правда создается впечатление очень черной комедии, особенно на финальных кадрах. Но что, собственно говоря, хотели сказать авторы?

"Журнальный столик": сатирический хоррор как инструмент кинотерапии

В фильме вообще нет ни одного персонажа, который бы вызывал зрительские симпатии

С точки зрения психоанализа, "Журнальный столик" — глубоко тревожное и метафорически насыщенное исследование родительства, вины и разрушения семьи. Режиссер Кайе Касас использует нарочито абсурдную ситуацию: несчастный случай, связанный с безобидным, но откровенно китчевым предметом мебели, который выглядит подчеркнуто нелепым в обстановке квартиры типичных представителей среднего класса.

Вторжение этого китчевого позолоченого столика становится поводом для деконструкции очень токсичных, как мы уже отмечали, семейных отношений, где мать показана психически неустойчивой, исполненной тревоги и агрессии фигурой. При этом отстраненный отец, испытывающий глубокий внутренний конфликт между желанием быть самостоятельным и обязанностями отца, не способен ни выстроить диалог с партнершей, ни защитить свого ребенка.

В этой семье нет любви, здесь царит психологическое насилие и бессилие за фасадом "нормальных" супружеских отношений, брак Хесуса и Марии потерпел полное поражение как социальный и эмоциональный контракт. А несчастный случай запускает механизмы вытесненной вины, которая разъедает персонажей изнутри, разрушает психику и отношения.

В отличие от большинства хорроров, где насилие, жестокость и страдания показаны со всей достоверностью, даже натурализмом, Кайе Касас использует абсурд как инструмент остранения: насилие в фильме подчеркнуто кровавое, предельно нелепое, — но, по сути, остается за кадром.

Черный юмор позволяет зрителю отключить защитные механизмы (ведь история, рассказанная в фильме, по-настоящему отвратительна) и смеяться от неловкости и нелепости там, где следовало бы содрогнуться и выключить фильм. В этом Кайе Касас следует традиции испанского сюрреалистического кино от Луиса Бунюэля до Агусти Вильяронги, чей фильм "В стекляной комнате" (1986) долго удерживал сомнительные позиции "самого отвратительного арт-фильма". Здесь точно также не предполагается ни морали, ни утешения: фильм только вскрывает темы вины, боли и абсурдности бытия.

Так что мы имеем дело с сатирическим высказыванием, направленным на лицемерие культуры потребления и буржуазной семьи, где женщины погружены в психоз, а мужчины инфантильны. При этом сюжетная интрига и оригинальный стиль сочетаются с глубоким анализом человеческих отношений и психологических процессов. Что делает этот фильм высказыванием намного более мощным с художественной точки зрения, чем работы того же обласканного критикой и фестивалями Рубена Эстлунда. По силе сатирического высказывания и градусу абсурда "Журнальный столик" приближается к последнему на данный момент фильму Йоргоса Лантимоса "Виды доброты", одного из лучших в прошлом году.

Смотреть это сложно, но обязательно, особенно если вы любите искусство кино и психоаналитическую науку.

Однозначно, фильм вызывает у зрителя сильные эмоциональные реакции — от тревоги до ужаса, равнодушным не останется никто. Что позволяет рассматривать "Журнальный столик" как инструмент кинотерапии, способный глубоко воздействовать на зрителя и стимулировать внутреннюю работу над собой. Интенсивность переживаний во время просмотра может способствовать катарсису, позволяя зрителю осознать и переработать собственные подавленные эмоции и травмы — или наоборот, еще глубже погрузить в депрессивное состояние.

В любом случае, "Журнальный столик" наглядно показывая нам, как неразрешенные внутренние конфликты приводят к разрушительным последствиям, заставляет задуматься о собственных отношениях, чувствах и поведении с близкими.

Читать больше

Like
0
Views
706

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.