The Psychologist

Как герои кино теряли и снова обретали маскулинность

Опубликовано в «Киноанализ»

Как герои кино теряли и снова обретали маскулинность
Алексей РОСОВЕЦКИЙ

Алексей РОСОВЕЦКИЙ

13 мин чтения
22/05/2025
Like
0
Views
738

Киногерои не зря называются героями: экран любит мужественных персонажей без страха и упрека. Тем интереснее процесс утраты киногероями своей маскулинности, когда типично "сатурнианские" персонажи Голливудских фильмов 1940-х годов, воплощенные на пленке Хамфри Богардом, Джоном Уэйном и Стерлингом Хейденом, начали ломаться под непосильным давлением мужской идентичности, уступая фрустрированным и даже принципиально слабым героям-мужчинам

Во-первых, это интересно потому, что такая перемена отражает глубинные психологические и культурные процессы, связанные с переосмыслением идентичности, власти и гендерных ролей в обществе, благодаря которым кино становится более реалистичным — и социально, и психологически, да и более человечным.

А во-вторых, это связано с усложнением киноязыка, когда в поисках новых выразительных средств мужские персонажи эволюционируют к более сложным и разнообразным представлениям о мужественности, включая уязвимость, чувствительность и инклюзивность персонажа.

Об этом пишет британская феминистка и теоретик кино Лаура Малви в своей работе «Визуальное удовольствие и нарративное кино». Отход от «типично мужского взгляда» традиционного кинематографа, где мужчины выступают в активной, доминирующей роли, а женщины пассивны, отражает широкий культурный сдвиг, где ценятся эмоциональная сложность и двусмысленность. Отметим, что особенности кинопродукции таковы, что эта эмоциональная сложность и двусмысленность пришли в кинематограф заметно позднее прочих разновидностей искусства. Тем более, в Голливуде, где до конца 1960-х годов существовала реальная цензура.

Конечно же, каждая национальная кинотрадиция требует отдельного исследования. И хотя лучшее в мире кино давно уже не делается в Голливуде (как утверждал полвека назад актер и сценарист Бак Генри), именно Голливуд по-прежнему лидирует в мировом кинопрокате, формируя мировые культурные коды, ориентированные на глобальную аудиторию. Отметим, что Китай буквально наступает на пятки, но американская киноиндустрия все еще самая мощная с экономической точки зрения киноиндустрия мира.

Голливуд доминировал еще в период «Золотого века», когда начинается наша история: к 1939 году в США насчитывалось около 17 500 звуковых кинотеатров, что составляло значительную часть мирового проката. В европейском кинопроизводстве того времени лидировали тоталитарные Германия с Италией, но в пропагандистском киногерой не может не быть мужественным.

Всего можно выделить три периода, когда в Голливудском кино переосмысливался «типично мужской взгляд» на киногероя. Начало кризиса маскулинности в Голливуде относят к 1950-м годам.

Процесс переосмысления традиционных образов маскулинности начался под воздействием травмы Второй мировой войны, когда молодые американцы, вернувшиеся с фронта, столкнулись с трудностями адаптации к мирной жизни, что вызывало внутренние конфликты и сомнения в традиционных ролях. Так на экраны просочились более сложные и неоднозначные образы мужских персонажей.

В целом, герой (точнее, антигерой), чья внешняя суровость и цинизм скрывают внутреннюю уязвимость, тревогу, эмоциональную подавленность и борьбу с внутренними демонами, стал достоянием фильма-нуар. Эти фильмы, в основе которых часто лежит история преступления поневоле, предательства и внутреннего кризиса мужской идентичности, отличает атмосфера тотального пессимизма, моральная амбивалентность героев и визуальная эстетика теней и контрастов. По меткому замечанию психоаналитика Славоя Жижека в его знаменитом "Киногиде извращенца", фильм-нуар выявляет «разрыв между мужской идентичностью и социальным порядком».

Как герои кино теряли и снова обретали маскулинность

Начало кризиса маскулинности в Голливуде обычно относят к 1950-м годам

Если в хронологически первом классическом фильме-нуаре "Мальтийский сокол" (1941) Джона Хьюстона главный герой в исполнении Хамфри Богарта — лишенный моральных ограничений и сантиментов мачо, то в одном из последних ("Головокружение" Альфреда Хичкока 1958 года) персонаж Джеймса Стюарта представляет собой малую энциклопедию расстройств и фобий.

Его Скотти страдает не только от агорафобии и депрессивного расстройства, что открыто проговаривается в фильме. Психоаналитик и клинический психолог Александр Осташко указывает также на признаки обсессивно-компульсивного и посттравматического стрессового расстройств, нарушение идентичности и фетишизм. Не удивительно, что для зрителей 1950-х это оказалось чересчур, и фильм оценили только через несколько десятилетий. Сегодня "Головокружение" признано великой классикой и по-прежнему будоражит воображение.

Довольно условный жанр фильмов-нуар не был определяющим в студийном прокате 1940-1950-х годов: малобюджетные "нуары" показывали на сдвоенных сеансах со студийными, как это теперь называется, блокбастерами. Но в отличие от большинства высокобюджетных хэдлайнеров именно фильмы-нуар оказали мощное влияние на последующую массовую культуру, не говоря уже о кино.

Отметим, что куда большее влияние Вторая мировая война оказала на послевоенный итальянский кинематограф. Классические фильмы движения Итальянского неореализма, в частности, "Похитители велосипедов" (1948) и "Умберто Д." (1952) Витторио Де Сика, всецело фокусируются на эмоциональных переживаниях мужчин, испытывающих личный кризис перед лицом экономических трудностей и социальной несправедливости.

Настоящий прорыв произошел в конце 1960–х годов, с появлением так называемого Нового Голливуда. Это уникальное культурное явление, до сих пор вдохновляющее и кинематографистов, и кинозрителей, возникло в результате целого ряда факторов: кризиса крупных киностудий, когда молодежь просто перестала ходить в кинотеатры; экспансии идей авторского кино из Европы и Японии, которое с художественной точки зрения оказалось привлекательнее студийных фильмов, и появления более компактного и дешевого оборудования, позволившего отказаться от павильонов в пользу натурных съемок. (Что позволяет считать одним из наиболее вдохновляющих влияний из Европы наравне с Французской Новой волной Итальянский Неореализм.)

В результате того, что власть на студиях перешла в руки молодых радикальных режиссеров, вдохновленных идеей "авторства", более десятилетия на киноэкранах доминировали антигерои и персонажи, бросающие вызов традиционным нормам мужественности — либо демонстрирующие более сложные и неоднозначные ее формы.

Как герои кино теряли и снова обретали маскулинность

Сложного персонажа воплотил Аль Пачино в фильме Dog Day Afternoon - грабителя, идущего на преступление, ради денег на операцию по смене пола для своего партнера

Фильмы Нового Голливуда 1970-х годов отразили все самые важные социальные явления своего времени, включая движение феминизма, борьбу за права афроамериканцев (возникло даже целое направление блексплотейшн-фильмов, снятых черными кинематографистами для черной аудитории) и меньшинств, контркультурное и антивоенные движения.

Герои были под стать. Классический пример — таксист Трэвис Бикл из одноименного фильма (1976) Мартина Скорсезе в исполнении Роберта Де Ниро: совершенно не вызывающий симпатий ветеран Вьетнама, страдающий от одиночества и психических расстройств. Его образ воплощает не менее классический кризис маскулинности, когда антигерой, неспособный адаптироваться к мирной жизни, прибегает к насилию как средству самоутверждения. Сегодня удивительно, что эта дискомфортная, чтобы не сказать депрессивная, снятая в неспешном темпе драма не только заслужила престижные кинопремии, но также стала коммерческим хитом.

Еще более сложного персонажа воплотил Аль Пачино в "Собачьем полдне" (1975) Сидни Люмета. Его Сонни Вортцик — неудачливый грабитель банка, который идет на преступление, обреченное с самого начала на провал, чтобы найти деньги для операции по смене пола своему партнеру. Его образ все дальше уходит от традиционных представлений Голливуда о мужественности: помимо эмоциональной уязвимости, здесь еще и нетрадиционные мотивы — причем в эпоху, когда общество еще только училось избавляться от гомофобии. Но в отличие от таксиста Бикла, персонаж Аль Пачино человечный и бесконечно обаятельный.

Здесь любопытно сделать шаг в сторону от Голливуда и рассмотреть весьма любопытный образ, который примерил на себя один из французских киносимволов маскулинности Ален Делон. В классическом "Самурае" (1967) Жана-Пьера Мельвиля его персонаж Джоф Костелло — наемный убийца шизоидного типа, живущий по строгому кодексу чести в соответствии с четко структурированными ритуалами. (В дальнейшем Ален Делон продолжит эксперименты со своим имиджем, воплощая на экране гомосексуала, персонажей с алкогольной зависимостью и проблемами с идентичностью.)

Сам режиссер в одном из интервью охарактеризовал фильм как «психоанализ шизофреника, сделанный параноиком», подчеркивая внутреннюю раздвоенность своего персонажа. А критики подчеркивали, что лишенный эмоций и привязанностей, образ Костелло отражают экзистенциальную и психологическую изоляцию, внутреннюю пустоту и кризис идентичности в условиях отчужденного общества. Что только подчеркивает холодный, отстраненный стиль фильма с минимальным количеством диалогов.

Как герои кино теряли и снова обретали маскулинность

В сиквеле «Терминатора», киборг-убийца превращается в защитника и отцовскую фигуру, демонстрируя человеческие черты

В 1980-е, после краха Нового Голливуда на экранах доминировали преимущественно гипермаскулинные герои, олицетворяющие физическую силу и решительность. Двумя главными актерами кассового кино десятилетия стали Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер, чей гипермаскулинный имидж застыл в шаге от карикатуры.

Однако уже в следующем десятилетии началось переосмысление этих образов. В продолжении "Терминатора" (1991) Джеймса Кэмерона киборг-убийца превращается в защитника и отцовскую фигуру, демонстрируя более человечные черты. (Арнольд Шварценеггер также сумел посмеяться над своим имиджем, снявшись в нескольких комедиях.) А в новом столетии наступила эпоха более чувствительной и инклюзивной модели мужественности.

Среди очередных причин очередного кризиса маскулинности в кино 2000–2010-х годов исследователи называют события 11 сентября 2001 года: голливудские фильмы все чаще показывали мужчин в состоянии кризиса. Символом перемен стала "Горбатая гора" (2005) Энга Ли, исследующая внутренние конфликты, обусловленные социальными нормами, личными травмами и подавленными желаниями на примере любовного романа двух ковбоев — что само по себе вызывающе в контексте маскулинности жанра вестерн. Несмотря на постмодернистскую иронию, заложенную в ревизионистском сюжете, фильм наглядно показывает, как невозможность интегрировать свою идентичность в общественную жизнь приводит к трагическим последствиям.

В последние полтора десятилетия, несмотря на кризис творческих идей в кино и в кинопроизводстве в целом определилась наиболее любопытная тенденция: новая маскулинность сочетает брутальность персонажа с эмоциональной глубиной характера. Самый показательный пример — новый Джеймс Бонд в исполнении Дэниела Крейга.

Глубокая переработка классического образа агента 007 в фильме "Казино "Рояль" (2006) Мартина Кэмпбелла вдохнула новую жизнь в популярную серию фильмов, которые к середине 2000-х превратились в довольно банальное зрелище, хотя по-прежнему очень успешное в прокате.

Обновленный Бонд, оставаясь все той же высокофункциональной человеческой машиной для убийства, страдает от предательства любимой женщины, затем мы узнаем о его детских травмах, включая раннюю потерю родителей, в дальнейшем он сталкивается с отцовством и собственной смертностью, что подчеркивает эмоциональную глубину, человечность и уязвимость героя, делает образ более реалистичным и многогранным. Даже внешность Бонда меняется: на смену эталонным красавцам пришел актер невысокого роста, коренастый, непримечательной внешности — как, собственно, и полагается тайному агенту.

Читать больше

Like
0
Views
738

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.