Как Стивен Спилберг подарил миру новую фобию. 50 лет фильму "Челюсти"
Опубликовано в «Киноанализ»

50 лет назад фильм "Челюсти" многое изменил в киноиндустрии. Он создал феномен летнего блокбастера, сделал ремесленника средней руки Стивена Спилберга одним из ведущих режиссеров Голливуда, а нескольким поколениям американцев привил травму новой фобии.
Но фильм «Челюсти» — это не только шедевр искусства кино и веха в массовой культуре. Это глубокая психоаналитическая драма о страхе, кризисе идентичности и бессознательных конфликтах. Герои фильма представляют разные стороны человеческой психики, а их взаимодействие приводит к победе, в первую очередь, над собственными демонами.
"Челюсти" Стивена Спилберга считается первым настоящим летним блокбастером, положившим начало новой прокатной стратегии в Голливуде. Летний блокбастер — это крупнобюджетный фильм, выпущенный в летний сезон, ориентированный на массовую аудиторию и высокие кассовые сборы. Его отличают зрелищность, простой сюжет, четкий конфликт, звездный актерский состав и масссированная маркетинговая компания, начиная рекламными трейлерами на ТВ до выпуска мерчендайзинга наподобие пластинок, футболок, игрушек, настольных игр.
И, конечно же, это новый стандарт прокатных сборов. "Челюсти", снятые за 9 млн долларов (с перерасходом от 4 дл 5 млн), только в премьерный уикэнд принесли студии Universal 7.9 млн долларов, а до конца года — гомерическую сумму в 260 млн долларов; в пересчете на современный курс доллара это полтора миллиарда.
К полувековому юбилею вышло переиздание фильма в 4K Ultra High Definition, и кинокритики, отдав должное фильму, посетовали, что в 1975 году летний блокбастер существенно отличался от сегодняшних прокатных хитов как изяществом формы, так и глубиной содержания, в том числе социально-политического.
(Напомним, что один из главных конфликтов фильма — противостояние шерифа с мэром вымышленного курортного городка, который пренебрегает безопасностью отдыхающих ради прибыли).
Глубокие характеры, запоминающиеся диалоги, нарастающий животный саспенс, когда зрители вместе с персонажами ожидают нападения гигантской акулы — пятьдесят лет назад прокатные хиты могли удовлетворить вкусы даже искушенных зрителей. Тем более удивительно, что успех фильма стал, по сути, случайным.
История создания этого фильма посвящено немало книг и материалов: от классических "Бешеных быков, беспечных ездоков" Питера Бискинда до недавних публикаций к недавнему юбилею ленты, так что останавливаться на этой теме нет особого смысла. Главное, что в них отдается дань монтажеру Верне Филдс (1918-1982), которая справедливо считается соавтором фильма. Она не только смогла собрать воедино разрозненный материал, снятый при разной погоде, с разными линзами и в разных локациях, добиваясь ощущения единого пространства. Именно Филдс, которая начинала работать еще с великим Фрицем Лангом, режиссером "Метрополиса" и трилогии о докторе Мабузе, придумала прием, который спас фильм от краха, когда при общем перерасходе бюджета вышла из строя механическая акула — и без того не особенно правдоподобно выглядевшая в кадре.
В итоге морское чудовище появляется в самом финале, но на протяжение всего фильма с помощью мастерски нагнетаемого саспенса "подогревается" ожидание зрителей. За свою работу Филдс получила "Оскар" и стала одной из первых женщин-топ-менеджеров в структуре крупной киностудии, заняв пост вице-президента по производству игровых фильмов Universal Pictures. Символично, что год смерти Филдс совпал с крахом Нового Голливуда.

Чудовище появляется в самом финале, но на протяжение всего фильма с помощью мастерски нагнетаемого саспенса "подогревается" ожидание зрителей
Впрочем, этой атмосферы ужаса, поднимающегося из глубин океана, также не было бы без саундтрека Джона Уильямса, который можно поставить рядом со знаменитой партитурой Бернарда Херрмана к хичкоковскому "Психо" (1960). Повторяющиеся ноты мрачной музыки Уильямса усиливает бессознательное напряжение: звук становится предупреждением о присутствии угрозы. "Его музыка была страшнее, чем сама акула", — острил впоследствие Спилберг.
Акула символизирует страх перед неизвестным и неконтролируемым, а сама глубина, из которое всплывает морское чудовище, воспринимаются как ворота в бессознательное. Практически весь фильм акула находится вне поля зрения, за гранью зрительского восприятия, что активирует бессознательное ощущение опасности. Она воплощает подавленные человеческие желания и страхи, которые мы предпочитаем не замечать, пока они не вторгаются в нашу зону комфорта.
Показательно, что Спилберг называл аниматронного монстра Брюсом, в честь своего адвоката. В свете егодняшней плачевной ситуации в экологии также можно сказать, что акула олицетворяет кару за человеческую гордыню и пренебрежение к окружающей среде.
Как и вышедший двумя годами ранее "Изгоняющий дьявола" (1973) Уильяма Фридкина, прокат "Челюстей" вызвал массовый психоз: у зрителей отмечались приступы паники, бессонница и даже судороги. Также широко распространено мнение, что фильм стал одной из отправных точек массового страха перед открытой водой, или талассофобии. Режиссер Дэвид Финчер признавался в одном из интервью, что после просмотра "Челюстей" он боялся купаться в океане.
Но, как мы уже говорили, фильм «Челюсти» — не просто триллер о борьбе с акулой-людоедом.
Символизируя внешнюю угрозу, акула одновременно является зеркалом внутренних страхов персонажей фильма, простых американцев. Главные герои — шериф Броуди (Рой Шайдер), ихтиолог Мэтт Хупер в исполнении еще одного ключевого актера Нового Голливуда, Ричарда Дрейфуса, и "звезда" не менее знаменитого фильма "Афера" (1973) Роберт Шоу в роли ловца акул Квинта представляют собой три архетипических характера в столкновении. Американский культуролог и кинокритик Нил Габлер, в своих работах анализировавший кино как зеркало социальных и культурных процессов, рассматривал шерифа Броуди в качестве архетипического "простого человека" (Common Man), Хупера как представителя науки, а Квинта — носителем травматического комплекса. Причем в финале одержит верх простой американец.
Представитель среднего класса, исполненный здравого смысла шериф Броуди — персонаж, через которого транслируются страхи зрителя: в частности, боязнь глубины и желание защитить свою семью, но в то же время он олицетворяет моральную силу. Его борьба с акулой — символический путь к преодолению внутреннего страха.
Архетип рационального интеллигента Мэтт Хупер – голос логики, лишенный при этом эмоциональной эмпатии. Символ научного знания и технического прогресса, по Габлеру он не способен к решающему действию без эмоциональной вовлеченности. Наконец, одержимый охотник Квинт — архетип коллективного бессознательного, двойник Ахава из "Моби Дика" Германа Мелвилла, живущей одержимостью отомстить акуле-людоеду. Напомним, что в этом классическом романе герой сталкивается с чудовищным белым китом, который воплощают враждебную, непостижимую и равнодушную к человеку архетипическую силу, символизируя внутренний ужас и навязчивую одержимость Ахава. По сюжету фильма Квинт – матрос с крейсера "Индианаполис", торпедированного японцами в конце Второй мировой войны: якобы часть моряков стали жертвами нападений акул.
Квинт представляет собой тип экзистенциально травмированного человека, который превращает борьбу с природой в личную миссию. Его смерть в финале фильма — ритуальная очищающая жертва, восстанавливающая изначальный порядок. Символом этого нового порядка становится слияние морали (Броуди) и науки (Хупер), интеграция разумного с эмпатическим.
Впрочем, не будем забывать о том, что акула — это всего лишь хищная рыба, пускай непропорциональных размеров. И просто расслабимся и пересмотрим один из лучших триллеров в истории Голливудского кино.
Читать больше
Добавить комментарий
Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.
Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.
Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.
Комментарии
Ваш комментарий будет первым!