The Psychologist

Архетип женщины-хранительницы - от Сары Коннор до героинь Миядзаки

Опубликовано в «Киноанализ»

Архетип женщины-хранительницы - от Сары Коннор до героинь Миядзаки
Алексей РОСОВЕЦКИЙ

Алексей РОСОВЕЦКИЙ

10/06/2025
Like
0
Views
609

26 июня Шэрон Блэки — британская психологиня, исследовательница мифов, прочтёт в Киеве для участников клуба «На кушетке» лекцию «Почему женщинам сегодня нужны сказки» (Why Women Need Fairy Tales Now). В своих работах Блэки утверждает, что сказки служат не только развлечением и не только для детей младшего возраста, но также мощным инструментом самопознания и, разумеется, исцеления взрослых.

Страшные сказки лечат

Шэрон Блэки известна своими работами на пересечении женской психологии, мифологии и экофеминизма. Ее подход сочетает юнгианскую глубинную психологию, кельтские мифы и фольклор, а также нейронауку. Она является членом Королевского общества искусств и почетным членом Британской ассоциации юнгианских аналитиков, в 2017 году основала образовательный проект, посвященный мифу, природе и женской трансформации «The Hedge School». Авторка пяти книг, широко переведенных на другие языки, в которых Блэки раскрывает, каким образом сказки и мифы играют ключевую роль в женском психологическом росте и трансформации.

По мнению Шэрон Блэки, сказки с сильными героинями предоставляют женщинам архетипические примеры мужества и решимости, которые могут вдохновлять на личностный рост и трансформацию. Немалая роль в ее работе отводится кельтским мифам о женщинах-хранительницах, чьи образы вдохновляют современных женщин на восстановление связи с природой и собственной внутренней силой. 

Блэки рассматривает сказки как «архетипические карты», отражающие внутренние процессы женской психологии. Героини сказок часто сталкиваются с испытаниями, которые символизируют этапы личностного развития: начиная изоляцией и утратой — вплоть до обретения силы и мудрости. Эти истории помогают женщинам осознать и принять свои внутренние изменения, переосмыслить традиционные роли и ожидания общества, чтобы найти новые способы самовыражения и определить свою идентичность вне стереотипов. Сказки и мифы позволяют исследовать свои внутренние конфликты, страхи и желания в безопасной и символической форме, подчеркивает Блэки. 

 

Сара Коннор против техноапокалипсиса

Давайте вспомним тех героинь фильмов последних десятилетий, которые воплощают архетип женщины-хранительницы — фигуры, являющейся проводником между человеком и природой, обладающей мудростью и силой, способной к трансформации и личностному росту.

Первый подобный женский киноперсонаж, который приходит на ум — это, конечно же, Сара Коннор, пережившая ко второй части «Терминатора» (первый вышел на экраны в 1984 году) существенную трансформацию, как внутреннюю, так и внешнюю. Ее эволюция от молодой официантки из Лос-Анджелеса до символа сопротивления представляет собой глубокий психологический и психоаналитический портрет личности, в чем немалая заслуга актрисы Линды Хэмилтон, для которой роль Сары Коннор стала вершиной карьеры. 

Обратите внимание, как подчеркнуто-беззащитна ее героиня в первом фильме: это 19-летняя девушка, которая ведет обычную жизнь — учится в колледже, делит квартиру с подругой и совершенно не готова к испытаниям, которые ей выпали. Но после событий первого фильма Сара, страдающая от посттравматического стрессового расстройства, успешно обучается военному делу и выживанию вне общества и системы, чтобы защитить сына Джона, будущего спасителя человечества. И уже во втором фильме («Терминатор 2: Судный день», 1992) предстает перед зрителями физически сильной, закаленной и одержимой предотвращением апокалипсиса. Но через жесткость образа Линда Хэмилтон сумела передать любовь и заботу о сыне. 

Этот путь от обычной женщины до воительницы, который проходит Сара Коннор, отражает архетипическое путешествие героини, описанное Блэки: путь испытаний и страдания ради обретение внутренней силы. Недостаток прямой связи с природой щедро компенсируется миссией по спасению всего человечества. 

 

Архетип женщины-хранительницы - от Сары Коннор до героинь Миядзаки

Путь от обычной женщины до воительницы, который проходит Сара Коннор, отражает архетипическое путешествие героини, описанное Блэки

Сказочные принцессы Хаяо Миядзаки

Не менее показательны героини великого японского аниматора Хаяо Миядзаки. Тем более, что его фильмы построены на мифологических и сказочных сюжетах, в том числе «Навсикая из Долины Ветров» (1984) и «Принцесса Мононоке» (1997). 

Принцесса Навсикая стремится восстановить баланс между человечеством и природой в постапокалиптическом мире, она рано повзрослела и ощутила ответственность за других. С точки зрения психоанализа ее образ может быть интерпретирован как архетипическая фигура «Великой матери» благодаря связи с природой и способностью к исцелению. Созданный из взаимодополняющих противоположностей: силы и мягкости, действия и созерцания, что делает ее символом целостности и внутреннего равновесия, образ Навсикаи обнаруживает немало параллелей с ключевыми архетипами, описанными в работах Блэки. 

Центральный женский образ «Принцессы Мононоке» опять же неразрывно связан с проблемами экологии. Напомним, по сюжету девочка Сэн, воспитанная богиней-волчицей, живет в лесу, защищая свои владения от человеческого вмешательства. В контексте работ Блэки Сэн представляет собой архетип «Дикой женщины», наиболее полно описанный в бестселлере 2016 года «If Women Rose Rooted» (встречается перевод «Если бы женщины поднявшись, укоренились»). 

По Блэки, архетип «Дикой женщины» имеет глубокие корни в кельтской мифологии и символизирует женскую силу, связанную с природой и интуицией. Сэн олицетворяет борьбу между цивилизацией и природой, разумом и инстинктом — борьбу, которая отражает, согласно работам Блэки, внутренний конфликт многих женщин в современном мире. Таким образом, историю Сэн можно воспринимать как метафору женщины, стремящейся найти баланс между внутренними инстинктами и внешними требованиями общества.

 

Супергерои — американские боги

После кинофантастики и анимационных манга обратимся к настоящей чуме современного кинематографа — супергеройскому кино, в котором также можно найти яркие примеры архетипа женщин-хранительниц. Супергеройские архетипы в целом являются отдельной и благодатной темой, но в контексте работ Блэки наиболее близкий описанному архетипу образ Дианы Принс, или Чудо-женщины. 

Если абстрагироваться от слабых мест фильма 2017 года, который безусловно украшает прекрасная Галь Гадот, образ Дианы Принс — один из самых известных женских образов в мире супергеройских комиксов, представляющий собой любопытное сочетание мифологических, психологических и культурных элементов. Кажется особенно любопытным, что создателем выступил в 1941 году профессиональный психолог, доктор психологических наук Уильям Моултон Марстон, кроме прочего, известный изобретением полиграфа, или детектора лжи. 

Его Чудо-женщина стала едва не первой целиком самостятельной протагонисткой: в то время женские персонажи в комиксах традиционно были ограничены ролями помощниц, любовных интересов или объектов спасения. Не удивительно, что Диану Принс практически сразу восприняли как феминистскую икону. Ее уникальность — в сострадательном характере: несмотря на супергеройские способности, Чуда-женщина стремится к миру и справедливости, соединяя в себе заботу и разрушительную силу. 

Диана, выросшая на острове амазонок и обладающая глубокой связью с природой и духовными практиками, отвечает описанным в работах Блэки архетипам. Уже упомянутому архетипу «Дикой женщины», связанному с природой, интуицией и внутренней силой, и «Амазонки». То есть «способная, находчивая женщина, которая обретает свое основное самовыражение и удовлетворение во внешнем мире; она превосходит в работе и навыках, обычно считающихся мужскими», — как писала Блэки в своей книге «Hagitude: Reimagining the Second Half of Life» («Ведьмин образ: Переосмысление второй половины жизни», 2020).

 

Читать больше

Like
0
Views
609

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.