"Эддингтон". Первый фильм про пандемию COVID-19
Опубликовано в «Киноанализ»

14 августа в прокат вышел один из наиболее интригующих фильмов программы Каннского кинофестивался-2025 — сатирический вестерн "Эддингтон". Фильм стал первой попыткой в массовом кино осмыслить пандемию COVID-19 и ее последствия. На выходе получилась ядовитая и злая социально-политическая сатира, сознательно не дающая ответов на поставленные вопросы.
Справедливости ради отметим, что фильмы о пандемии коронавируса появлялись и раньше — например, канадский малобюджетный триллер "Корона" (2020), снятый в одной локации, кабине лифта, одним кадром и в режиме импровизации. "Эддингтон" стал первым масштабным кинопроектом с бюджетом 25 миллионов, поставленным модным хоррормейкером Ари Астером ("Реинкарнация", "Солнцестояние"). Но главное, "Эддингтон" не использует пандемию как повод, а пытается осмыслить ее последствия.
Это история противостояния консервативного шерифа в исполнении вездесущего Хоакина Феникса и прогрессивного мэра (Педро Паскаль) вымышленного крошечного городка Эддингтон в Нью-Мехико, где карантинные меры окончательно разобщают и без того немногочисленное население. Как в классическом вестерне, антагонисты, шериф Джо Кросс и мэр Тед Гарсия, не поделили женщину, власть и политическое влияние на будущее городка: герой Паскаля лоббирует строительство в Эддингтоне центра обработки данных, чему сопротивляются горожане.
Вынужденная изоляция неизбежно приводит к психозам: проводя круглые сутки вместе в закрытом помещении, даже члены семей начинают постепенно ненавидеть друг друга. В такой нездоровой обстановке на поверхность неизбежно выходят тайны прошлого, доселе благополучно скрываемые. Так, например, герой Феникса узнает, что у его жены (не менее вездесущая, чем ее экранные партнеры, Эмма Стоун), пребывающей в многолетней депрессии, в юности якобы был роман с Тедом Гарсия.
По причине все тех же санитарных ограничений обитатели Эддингтона вынуждены проводить все больше времени в интернете, со временем неизбежно погружаясь в болото провокаций, нагнетаемых в соцсетях многочисленными инфлюэнсерами. Пандемия коронавируса как раз стала условным водоразделом в истории новейших медиа, когда так называемая пост-правда вытеснила из виртуального пространства журналистику факта.
Теории заговора, в том числе вокруг возникновения коронавируса и необходимости санитарных мер (включая пресловутый масочный режим), движение Black Lives Matter, политическое противостояние накануне выборов мэра с неизбежной войной компроматов, tik-tok-активизм и споры вокруг строительства дата-центра — все это будоражит досужие умы погруженных в свои смарфтоны обитаталей Эддингтона и постепенно выплескиевается на улицы. Во второй половине фильма действие неизбежно взрывается волной жестокого насилия.
Эта лента представляется вершиной условной пирамиды, замыкающей не менее условную трилогию метамодернистских неовестернов, которые стали попыткой социально-политического комментария своего времени. Первые два фильма, конечно же, "Старикам здесь не место" (2007) братьев Коэн и "Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури" (2017) Мартина Макдоны. Оба фильма, которые стали громкими общественными и кинематографическими событями, много и с удовольствием критиковали за неправдоподобие. Точно также "Эддингтон" активно критикуют — за якобы бессвязность истории и хаотическую драматургию.

Эта лента представляется вершиной условной пирамиды, замыкающей не менее условную трилогию метамодернистских неовестернов
Иногда действительно может показаться, как будто Астер хотел впихнуть в свой фильм как можно больше актуальных повесток и смыслов, отчего "Эддингтон" временами и правда напоминает саркастическое поппури новостных заголовков пятилетней давности, а режиссер явно не справляется с тем, чтобы правдоподобно увязать все ниточки сюжета.
Тем более, что в главном Астер был документально точен. Согласно данным из открытых источников, санитарная дисциплина во время карантина действительно находилась в прямой зависимости от партийной идентичности американцев и социального статуса. Пренебрежение масочным режимом и вакцинацией привело к тому, что смертность от последствий коронавируса в первый год пандемии среди республиканцев была выше на 15-20%, а среди "цветного" и малообеспеченного населения — в среднем, вдвое выше, чем у "белых" предствителей среднего класса. В свою очередь, тревожные и депрессивные расстройства выросли на 25%. Пандемия сопровождалась невиданным взрывом дезинформации и конспирологии, что можно было проследить в том числе и в украинском сегменте соцсетей. Кроме того, 2020 год был отмечен беспрецедентными уличными столкновениями протестующих с полицией. Все эти факты нашли отображение в фильме.
Но в то же время именно эта хаотичная, нелогичная на первый взгляд драматургическая структура фильма наиболее объемно передает картину распада реальности. Под лавиной фейков и манипуляций мир в его проекции на маленький городок в Нью-Мексико оказался на грани массового безумия и, по факту, тектонических перемен в политической и общественной жизни.
Безусловно, этот хаос является частью режиссерского замысла. Даже с первого просмотра заметно, что несмотря на множество импровизаций Феникса, "Эддингтон" тщательно продуман и структурирован. Астер вполне сознательно не проясняет ключевые моменты истории. Вслед за персонажами фильма зритель должен включиться в конспирологическую игру и "разоблачить" тайный заговор, в котором приняло участие все сознательное население Эддингтона.
Тем более, все необходимые ключи режиссер оставил на самом видном месте.
Читать больше
Добавить комментарий
Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.
Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.
Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.
Комментарии
Ваш комментарий будет первым!