"Саван" Дэвида Кроненберга: сказка о непроработанном горе
Опубликовано в «Киноанализ»

В сети появился новый, вот уже 23-й по счету полнометражный фильм канадского классика философско-сатирических триллеров, основоположника субжанра боди-хоррор Дэвида Кроненберга. Долгожданный «Саван», впервые представленный еще на прошлогоднем Каннском кинофестивале — один из самых психотерапевтических фильмов режиссера. Даже в большей степени, чем биографический «Опасный метод», посвященный взаимоотношениям Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и Сабины Шпильрейн. Кроме того, «Саван» — это фильм, очень актуальней здесь и сейчас, когда многие из нас испытывают горечь утраты.
Первое, что поражает в первых кадрах этого фильма — внешнее сходство актера Венсана Касселя, играющего главную роль, с самим режиссером: высокий, с вытянутым костлявым лицом, седые волосы зачесаны назад, выражение лица сочетает иронию с легкой брезгливостью, только очков не хватает. Жена героя Касселя точно также скончалась не так давно от онкологического заболевания, и он точно также не может смириться с потерей. Новый фильм Дэвида Кроненберга "Саван" — переживание утраты режиссером любимой супруги Кэролайн, покинувшей мир в 2017 году в 66-летнем возрасте.
С тех пор саркастичный философ от жанра хоррор, прославившийся фильмами о распаде и трансформации тела (боди-хоррорами) под воздействием технологий, а затем примущественно социальной сатирой, исследующей распад личности и сознания, снял всего два фильма. Это "Преступления будущего", символически названный в честь ранней ленты 1970 года, который кажется своего рода подведением итогов, где Кроненберг возвращается к своим главным темам и мотивам. Ставший заметным кинособытием 2022 года, фильм между тем много критиковали именно за вторичность истории и невнятность сюжета.
И это минутная короткометражка с говорящим названием "Смерть Дэвида Кроненберга", созданная режиссером совместно с дочерью Кейтлин в 2021 году. В ней 78-летний Кроненберг, в пижаме и халате, обнаружив утром в постели собственный труп (очень реалистичную куклу, созданную мастерами спецэффектов из компании Black Spot FX), прощается сам с собой.

«Саван» – о невозможности смириться со смертью близкого человека
Третий фильм, собственно, "Саван" — о невозможности смириться со смертью близкого человека, даже если ты сам уже символически мертв, но почему-то продолжаешь просыпаться каждое утро, как герой жутковатой короткометражки. Критика назвала "Саван" "технологическиим триллером, совмещенным с экзистенциальным исследованием горя" и лучшим фильмом режиссера за долгие годы.
Главный герой по имени Карш после смерти жены (Диана Крюгер играет в фильме сразу двух героинь-сестер) создает инновационное кладбище для состоятельных людей, которые в режиме онлайн могут следить с помощью специального электронного савана и приложения к смартфону за процессом физического распада тел своих близких. Буквально одержимый этим зрелищем, Карш теряет ощущение реальности, в которой стираются границы между жизнью и смертью. Финал человека, неспособного смириться с утратой, ожидаемо трагичен — хотя формально финал фильма остается открытым.
К теме потери близкого человека Кроненберг обращался уже дважды: в классических "Связанных намертво" 1988 года, где исследуется медленный физический, моральный и психологический распад личностей близнецов-гинекологов (Джереми Айронс). В позднем, не менее шокирующем фрейдистском психотриллере "Паук" (2002), главный герой в блестящем, как всегда, исполнении Райфа Файнса окончательно теряет рассудок, реконструируя в памяти давнее убийство матери, которому он был свидетелем в детстве.
Претензии к "Савану" как к произведению кино все те же, что и к "Преступлениям будущего": сюжет кажется надуманным и бессвязным, а сама история представляется только поводом для размышлений — в данном случае, на темы умирания, смерти, невозможности преодоления утраты близкого человека и разрушительном действии технологий на сознание.
Но постановка по-прежнему на высоком уровне, а работа оператора, как всегда, безупречна. Обращает на себя внимание цветовая гамма, стилизованная под изображения и видео, созданные искуственным интеллектом — ироничный комментарий Кроненберга как автора кино о текущем кинопроцессе и в то же время намек: все, что мы видим, сгенерировано для Карша его кладбищенским приложением. Кроненберг умело создает на экране знакомую по другим его фильмам гипнотическую атмосферу — особенно в сценах, где к герою приходит его умершая жена, что напоминает о лучших работах режиссера, с их авторским сочетанием эротизма, боди-хоррора и черного юмора.
Фильм также весьма показателен с точки зрения психотерапии, так как наглядно показывает проявления незавершенного психического оформления утраты.
В психотерапии, как мы знаем, действительно практикуется погружение в травмирующие воспоминания, — но только под руководством специалиста, дозированое и постепенное. Когда Карш получает с помощью приложения бесконтрольный доступ к видеотрансляции разлагающегося тела своей жены, он только сильнее обостряет симптомы посттравматического стресса.
Психотерапевты подчеркивают, что горе — это не только эмоции, но и телесная реакция на утрату, в том числе "фантомная боль" от невозможности физического контакта. Глубокое погружение Карша в виртуальную реальность размывают границы между «я» и «другим», не позволяя отпустить образ жены. Она по-прежнему живет в его сознании, Карш испытывает ее эмоции и боль как свои собственные, и становится как бы ее продолжением. Приложение удерживает Карша в цикле переживаний утраты, не дает ему дистанцироваться от своей потери, завершить нормальный процесс прощания и начать искать новые смыслы, чтобы построить свою жизнь заново. (Хотя он и пытается ходить на свидания в надежде найти новые любовные отношения.)
Бесконечно переживая утрату благодаря технологии "Саван", Карш вполне наглядно и правдоподобно демонстрирует основные риски и механизмы осложненного горя, о которых пишут в профессиональной литературе. И в тоже время его история подчеркивает, насколько важно проработать этот процесс под руководством специалиста и найти для себя новые интересы в жизни, новые причины жить дальше.
Читать больше
Добавить комментарий
Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.
Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.
Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.
Комментарии
Ваш комментарий будет первым!