Римские Папы на киноэкране: новые, молодые и старые
Опубликовано в «Киноанализ»

Католический мир провожает Папу Римского Франсиска, который скончался 21 апреля на следующий день после праздника Пасхи, в Светлый понедельник. Покойный Папа Франсиск понимал толк в серьезном кино: особенно ценил итальянский неореализм, а любимыми фильмами называл «Дорогу» Федерико Феллини и «Рим, открытый город» Роберто Росселлини, два главных шедевров неореализма. Франсиск называл кино «великим инструментом для единения людей» и не удивительно, что сам стал героем фильма.
Бенедикт XVI и Франсиск. «Два Папы»
Нетфликсовский хит 2019 года «Два Папы» основан на пьесе известного новозеландского сценариста Энтони Маккартена, так что не избежал известной статичности, свойственной переносу на экран театральной постановки. Это история нескольких бесед между Папой Бенедиктом XVI, чей образ воплотил сэр Энтони Хопкинс, и кардиналом Хорхе Бергольо, будущим Папой Франциском. В его роли снялся не менее знаменитый британский ветеран театра и кино Джонатан Прайс.
И хотя в диалогах использовались цитаты из публичных речей и опубликованных дебатов по религиозным вопросам, все приватные беседы между Папой и кардиналом —это фантазия драматурга.
Итак, в 2013 году кардинал Бергольо просит Папу Бенедикта XVI об отставке, а тот вызывает его к себе в Рим. Являясь полными противоположностями и не согласные друг с другом практически во всем, они обсуждают вопросы веры. В результате Папа Бенедикт XVI приходит к выводу, что должен уйти на покой. А кардинал Бергольо, которой ранее долго и последовательно отказывался от Святого Престола, понимает, что избран Богом занять освободившееся место.
Дуэт двух лицедеев экстра-класса стал главным аттракционом этого довольно предсказуемого фильма. Особенно критики похвалили психологически достоверную работу Джонатана Прайса, который и внешне невероятно похож на Франсиска. Но главное, что ему удалось передать сложное внутреннее содержание своего героя – все его сомнения, сострадание, восприимчивость. А вот работу Энтони Хопкинса посчитали более стилизованной, на грани шаржа, что усиливает драматический эффект, но отдаляет исполнение от документально достоверного образа реального Папы Бенедикта XVI.
К слову, благодаря «Двум Папам» мы знаем, что в отличие от Франсиска, Бенедикт XVI любил детективный сериал «Комиссар Рекс». Но ни тот, ни другой не удосужились посмотреть фильм о себе самих, хотя известно, что в 2020 году Джонатан Прайс передавал диск с «Двумя Папами» для Франсиска.

Никто из Пап не удосужились посмотреть фильм о себе, хотя известно, что в 2020 году Прайс передавал диск с «Двумя Папами» для Франсиска
Иоанн Павел II. «Кароль. Человек, ставший Папой Римским»
Избрание Кароля Войтылы Папой Римским в 1978 году, когда впервые Понтификом стал кардинал славянского происхождения, известный в родной Польше своим «мягким» сопротивлением Советскому режиму, стало предвестием больших перемен в мире. Оставаясь консерватором, Иоанн Павел II первым среди Пап посетил мечеть и налаживал связи с представителями других конфессий и религий. Был человеком высокой культуры: в юности собирался посвятить себя театру, написал несколько пьес и сборник стихов, богословские книги Иоанна Павла II расходились миллионными тиражами.
Не удивительно, что среди всех Понтификов он стал чемпионом по экранизациям биографий Его Святейшества. Первый байопик, посвященный Иоанну Павлу II, вышел на экраны еще в 1978 году, всего было снято три игровых фильма и два сериала. Его роль исполняли маститые актеры Альберт Финни и Джон Войт, но лучше всех воплотил его образ поляк Петр Адамчик, известный ролью президента Польши в телесериале «Мадам госсекретарь».
Фильм «Кароль. Человек, ставший Папой Римским» был готов еще в 2004 году, но премьеру отложили из-за болезни Папы, и на экраны он вышел уже после того, как Иоанн Павел II скончался. Эта масштабная трехчасовая постановка производства Италии, Польши, Франции, Германии и Канады охватывает почти сорок лет: начиная оккупацией Польши нацистами в 1939 году и заканчивая избранием нового Папы на конклаве 1978 года. И хотя ради драматургического эффекта в документальный сюжет была введена любовная линия и образ КГБиста, преследующего Войтылу (ну какой же хороший фильм может обойтись без лавстори и противостояния сильных характеров?), главные факты биографии переданы достоверно.
Но главное в этом фильме – образ самого Папы, психологически очень достоверный в ключевых переживаниях — утрате близких людей, сопротивлении нацизму и тоталитаризму, духовном поиске. Игра Петра Адамчика наполнена эмоциональной глубиной и внутренней правдой, искренностью и сдержанной болью. Кроме того, 30-летний актер убедительно перевоплотился в Войтылу в зрелом возрасте, который вошел на Святой Престол в 58 лет.

Папы Пия XIII никогда не существовало в истории, но благодаря гению итальянского режиссера Паоло Соррентино его образ вошел в мировую культуру
Пий XIII. Сериал «Молодой Папа»
Папы Пия XIII никогда не существовало в истории, но благодаря гению итальянского режиссера Паоло Соррентино его образ вошел в мировую культуру. Сериал «Молодой Папа» – это история 47-летнего италоамериканца Ленни Белардо (его роль блестяще исполнил Джуд Лоу), который избран Папой Римским в силу интриг кардиналов и ставит Ватикан с ног на голову своим неканоническим поведением и непредсказуемыми решениями.
Вышедший в разгар Золотой эпохи сериалов в 2016 году, «Молодой Папа» – наглое, смелое, остроумное и живое кино с прекрасными актерскими работами и великой красотой каждого кадра. Диалоги выше всяких похвал, а сюжетные интриги срабатывают точно вовремя и с блеском, достойным цирковых фокусников, столь любимых Федерико Феллини – чье влияние определенно испытывает Паоло Соррентино, не боясь в этом признаться ни себе, ни зрителям. А еще в «Молодом Папе» невероятно забавный второй план, на котором разворачиваются будни обитателей Ватикана с их экзотическими ритуалами – от утренних медицинских процедур старичков-кардиналов до бодрого футбольного матча монашек.
Актер признавался в интервью, что намеренно не встречался с реальным Папой Римским при подготовке к роли, чтобы создать оригинальный и независимый образ. Для своего Пия XIII Джуд Лоу взял понемногу от каждого Понтифика: это харизма и влияние на массы Иоанна Павла II, это интеллектуальность и закрытость от публики Бенедикта XVI, это авторитаризм и стремление к централизованной власти Пия IX, который возглавлял Ватикан в XIX веке. В результате Джуд Лоу создал сложный психологический портрет внутреннего мира человека, обремененного властью, внутренними противоречиями и неразрешенными травмами прошлого. Его Ленни Белардо зачастую играет роль Папы, не будучи уверенным в своей вере, что делает образ еще более человечным и сложным.
Созданный через три года второй сезон под названием «Новый Папа» пользовался не меньшим успехом критиков и зрителей.
Читать больше
Добавить комментарий
Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.
Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.
Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.
Комментарии
Ваш комментарий будет первым!