The Psychologist

Что не так с фильмами об аутистах

Опубликовано в «Киноанализ»

Что не так с фильмами об аутистах
Алексей РОСОВЕЦКИЙ

Алексей РОСОВЕЦКИЙ

10 мин чтения
29/04/2025
Like
Views
0

24 апреля в прокат вышел сиквел «Аудитора» (The Accountant, альтернативное название – «Расплата»), криминального триллера, главным героем которого стал высокофункциональный аутист, работающий на мафию. Попробуем разобраться, что не так с фильмом, где человек, страдающий расстройством аутистического спектра, показан суперменом-боевиком, и какие претензии высказывает профессиональное сообщество подобным фильмам.

В сети пишут, что оригинальный фильм 2016 года с Беном Аффлеком в главной роли собирались снимать братья Коэны: в таком случае с высокой долей вероятности получился бы шедевр. В постановке крепкого ремесленника Гэвина О’Коннора вышел круто сваренный коммерческий хит с массой прекрасных актеров, включая Джеффри Тэмбора и Джей Кей Симмонса. Свою аудиторию «Аудитор» нашел, но фильму досталось от критиков. И за неправдоподобный сюжет, и за набивший оскомину покерфейс Аффлека (недостаток в эмоциях здесь хотя бы оправдан диагнозом главного героя), и за безвкусное сочетание кровавой бойни с сентиментальной мелодрамой.

Но больнее всего фильму досталось от профессионального сообщества психологов и психотерапевтов. Основные претензии все те же: искажение образа человека, страдающего расстройством аутистического спектра (РАС). В данном случае даже опасное.

Что не так с фильмами об аутистах

Цитата: «Как этот бухгалтер смог убить четверых? Счётами, что ли, насмерть забил?»

Аутисты-убийцы

Ранее мы уже разбирали фильм Барри Левинсона «Человек дождя», первый большой студийный фильм в Голливуде с героем, страдающим синдромом саванта, в исполнении Дастина Хоффмана, который получил за свою блестящую, как всегда, работу актерский «Оскар». Ставший большим хитом и вехой в истории Голливуда, в то же время «Человек дождя» создал осуждаемый психологами шаблон представителя РАС-сообщества как человека, обладающего некой «суперсилой», как правило, интеллектуальной. Если герой Дастина Хоффмана, беспомощный в повседневной жизни, является математическим гением, способным обыграть казино, то персонаж Бена Аффлека – настоящий супермен.

По сюжету, отец главного героя, отставной морской пехотинец, озабоченный выживанием мальчика в мире, жестоком к людям с отклонениями в развитии, воспитал его настоящей машиной для убийств. Так что этот гениальный математик, отмывающий деньги коза-ностре и наркокартелям, может еще и эффектно постоять за себя, с оружием в руках или врукопашную.

Цитата: «Как этот бухгалтер смог убить четверых? Счётами, что ли, насмерть забил?»

И в этом, собственно говоря, главная претензия. По мнению психологов, не следует уравнивать насилие и сверхспособности — такой образ не только вводит зрителя в заблуждение относительно людей с особыми потребностями, но также может способствовать стигматизации людей с РАС, как потенциально опасных для общества.​ Издание American Journal of Psychiatry Residents’ Journal ​напрямую обвинило создателей фильма в том, что «Аудитор» наносит ущерб РАС-сообществу, напрямую связывая аутизм с насилием.

Особенно на фоне реальных трагедий, как бойня в начальной школе Сэнди-Хук, которую за четыре года до выхода фильма на экраны, в декабре 2012 года, учинил 20-летний Адам Питер Лэнза с диагнозом синдрома Аспергера.

Это серьезная «красная линия», которую перешли создатели фильма. В остальном «Аудитор» следует все тем же шаблонам фильмов и сериалов о людях с РАС, которые начали активно сниматься в десятых годах – в общей сложности, на большие и малые экраны вышло не меньше дюжины. Несмотря на то, что среди них были байопики (как, например, телефильм канала НВО «Темпл Грандин» 2010 года, рассказывающий историю реальной ученой-ветеринара, которая немало сделала для улучшения условий содержания скота на бойнях), все эти фильмы и сериалы построены на стереотипах и так или иначе искажают восприятие людей с РАС.

Типичный сиквел

Что касается второго «Аудитора», то история кино знает всего три сиквела, которые оказались интереснее или хотя бы не хуже оригиналов (в таком случае, четыре), так что новый фильм, в котором расширена линия брата главного героя в исполнении Джо Бернтала, ожидаемо оказался слабее.

История стала еще более неправдоподобной, а сжатый, как пружина, сюжет оригинального фильма в сиквеле развивается скучно и вяло. Гуманистический месседж первого «Аудитора», как бы странно не он смотрелся на фоне суперкиллера с РАС, так же ожидаемо свернул в сторону самой пошлой сентиментальности. Ну, а группа супершпионов-подростков с синдромом саванта окончательно лишила сиквел претензий на приличное кино.

Возвращаясь к претензиям профессионалов, то в фильмах и сериалах образы людей с РАС, как правило, сильно упрощены. Как мы уже упоминали, это персонажи без навыков коммуникации, но с какой-то исключительной способностью (как правило, в математике), что в реальности встречается нечасто. Такой шаблон «гения‑аутиста» отвлекает внимание от повседневных трудностей, с которыми вынужден сталкиваться человек с РАС – с той же адаптацией в обществе или сенсорными перегрузками. Чтобы зрителю легче было симпатизировать таким героям, их роли играют физически привлекательные актеры (как правило, белые мужчины).

Между тем как в жизни люди с РАС могут испытывать проблемы не только в коммуникации, но и с речью вообще, и даже физические трудности. (К чести первого «Аудитора», один такой образ в фильме присутствует.) А главное, что драматургия фильма предполагает обязательную трансформацию для героя – в данном случае, это путь прогрессирующей адаптации, которая идет по нереальному сценарию быстрых изменений. В то время как реальный терапевтический процесс волнообразный и занимает значительное время, а о полной адаптации говорить вообще не приходится.

Психотерапевты рекомендуют, чтобы в создании фильма или сериала принимали участие люди с РАС, как минимум в качестве консультантов. Это позволит не только правдоподобно изобразить симптомы персонажа, но и сделать акцент на среде, в которой он развивается. Не менее важно показать разнообразие проблем, с которыми сталкивается человек с РАС, отказавшись от шаблона «гения-аутиста», а вместо процесса так называемого излечения показать адаптивные формы поддержки, которые существуют в реальности – и о которых важно понимать среднестатистическому зрителю, который благодаря кино получает представление о РАС и о том, как грамотно коммуницировать с такими людьми.

И чем больше реальных проблем покажут создатели фильмов и сериалов о людях с РАС, тем больше пользы будет от такого кино, – а заблуждений, соответственно, меньше.

Спросите у самих аутистов

Частично этим критериям соответствует британский сериал «Пейшенс», стартовавший в самом начале этого года. Это история молодой сотрудницы архива криминальной полиции с диагнозами РАС и гиперлексия, которые позволяют ей анализировать огромные пласты информации – и помогать таким образом в расследованиях женщине-комиссару. Детективный процедурал с небанальными сюжетами сочетается с бадди-муви, чаще всего полицейским жанром о вынужденном сотрудничестве напарников, которые через недоразумения и даже неприязнь приходят со временем к взаимоуважению и дружбе. Благодаря особенности главной героини обычные коллизии бадди-муви кажутся драматичнее и глубже, хотя точно также не лишены шаблонов.

Любопытно, что в «Пейшенс» всех аутичных персонажей, включая 21-летнюю Эллу Мейси Первис в главной роли, сыграли актеры с РАС. И хотя сериал похвалили в СМИ за попытки «расширить представление об аутизме» и показать человека, а не диагноз, он точно также содержит стереотипы о РАС и отличается посредственной актерской игрой. Так, куда интереснее следить за более опытной партнершей главной героини Лорой Фрейзер, чей образ получился живее и глубже с драматической точки зрения.

Несмотря на то, что в создании франко-бельгийского оригинала «Астрид и Рафаэлла» (выдержал пять сезонов с 2019 года) участвовал только один кинематографист с диагностированным РАС, актер и сценарист Гюго Горио, профессионалы – как психологи, так и кинокритики, оценили оригинальный сериал куда выше.

Его хвалят за правдоподобие: например, в сценах групповой поддержки, где отражен реальный формат терапевтической группы, участники которой учатся выстраивать социальные связи и обмениваются стратегиями адаптации. (Занятно, что в римейке, несмотря на аутентичных исполнителей, создателям сериала не удалось добиться такой достоверности.) Также достоверно отражены сенсорные особенности главной героини, которая вынуждена носить шумоподавляющие наушники.

В сериале «Астрид и Рафаэлла» безусловно блещет Сара Мортенсен в главной роли – как будто в зеркальном отражении с римейком, на ее фоне заметно блекнет Лола Дэвер, дочь великого французского актера семидесятых Патрика Дэвера. И хотя психологи в своих отзывах пожурили Сару Мортенсен за «избыточную экспрессии симптоматики», талантливая и яркая актриса проделала огромную предварительную работу, изучая симптомы своей героини. Ей удалось влюбить зрителей в свою Астрид: несмотря на то, что на фоне более сдержанной Эллы Мейси Первис актриса часто переигрывает, ее обаяние и талант искупают все.

Читать больше

Like
Views
0

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.