Метод супервизии в кино. От профессора в "Коде Да Винчи" до кинокритика в "Клане Сопрано"
Опубликовано в «Киноанализ»

Мы никогда не задаемся вопросом: кто поможет психотерапевту? Ведь даже опытному профессионалу в этой сфере нужен другой профессионал, который обсудит затруднения, возникшие при работе с клиентом, и подтолкнет в сторону правильного решения в будущем. Кто-то, кто в конечном итоге оценит качество его профессиональной помощи. Это супервизор – более опытный психотерапевт, который регулярно обсуждает с менее опытным коллегой его клиническую работу.
Главный и, пожалуй, единственный киногерой, который приходит на ум в связи с тандемом супревизант-супервизор – это профессор Роберт Лэнгдон, персонаж серии фильмов по романам Дэна Брауна, чей образ воплотил на экране Том Хэнкс.
Если рассматривать фильм "Код Да Винчи" через призму супервизии, давайте вспомним, что профессор Лэнгдон, специалист по религиозной символике, помогает своей коллеге Софи Неве (в ее роли снялась француженка Одри Тоту) проанализировать символы, скрытые в работах Леонардо да Винчи, и расшифровать их значения. Он сопровождает героиню Одри Тоту в ее поисках истины, не диктуя коллеге-ученой, что делать, а побуждая ее к самостоятельным выводам. Что очень близко к профессиональным отношениям супервизора и супревизанта.
В этом смысле не менее любопытно, как автор литературной основы Дэн Браун, несмотря на все сомнительные достоинства книги, заметно изменил характер взаимоотношений в классической паре расследователей.
Самый знаменитый пример такой пары – это Шерлок Холмс и доктор Ватсон, но тандем гениального расследователя и сопровождающего его описателя был заложен еще первым в истории детективом, "Убийством на улице Морг" Эдгара По. Шерлок Холмс, как Огюст Дюпен из рассказов По, сам находит знаки, указывающие на преступление и самого преступника, и сам же трактует их своему партнеру, который не равен сыщику по своему интеллекту. Он не способен ни отыскать нужные следы, ни правильно их интерпретировать – и выполняет техничекую роль простака, который восхищается своим гениальным другом и доносит до окружающих людей истории о его рассследованиях. Собственно, в этом дуэте Холмса логично соотнести с терапевтом, а Ватсона – с его клиентом.

Если рассматривать "Код Да Винчи" через призму супервизии, то Лэнгдон, сопровождает Софи в поисках истины, что близко к отношениям супервизора и супревизанта
У Дэна Брауна профессор Лэнгдон и Софи Неве – ученые, равнозначные партнеры с одинаково высоким уровнем интеллекта и профессионализма. Но в то же время любопытно, что несмотря на активную включенность в расследование, оба не только отыгрывают роли простаков-докторов Ватсонов, но и несут такой груз благодаря своим самым популярным киноролям: Том Хэнкс в "Форресте Гампе", а Одри Тоту, соотвественно, в "Амели". Таковы законы жанра – зритель должен догадываться о разгадке раньше героев фильма.
Мы уже писали о том, как благодаря гению Альфреда Хичкока на экране роль сыщика, раскрывающего сложное преступление, занял психотерапевт. В 90-е годы, когда Голливуд обновлял киноязык и тематику фильмов за счет свежей крови инди-режиссеров, психотерапевты стали полноценными персонажами фильмов. К сожалению, со временем психотерапевтическая драматургия травм подменила собой старую добрую психологию, но это тема для отдельного разговора. Одним из самых значительных кинопроизведений, в том числе затрагивающих проблемы психотерапии, стал сериал Дэвида Чейза "Клан Сопрано" – современная классика, перевернувшая представление о сериалах как таковых.
Доктор-психотерапевт Дженнифер Мэлфи в исполнении Лоррейн Бракко была не только одной из первостепенных фигур легендарного сериала. Эта роль стала также социально значимой для итальянского сообщества в Америке, показывая американку итальянского происхождения без привычных национальных стереотипов. Доктор Мэлфи – высокообразованный специалист, профессиональный и высокооплачиваемый психоаналитик. (Очевидно, если к ее услугам обращается влиятельный гангстер.)
И, конечно же, как все представители своей профессии, Мэлфи проводит сессии с супервизором в не менее блестящем исполнении Питера Богдановича. Легендарный режиссер Нового Голливуда, проживший свою жизнь, как один большой фильм, также поставил несколько эпизодов сериала. Создатель "Клана Сопрано" Дэвид Чейз, очень дотошный к деталям, не мог оставить в стороне такой нюанс профессиональной деятельности своей героини, как сессии с супервизором – хотя обычно в фильмах и сериалах, где герой-психоаналитик может даже выступать одним из главных персонажей, его супервизор остается за кадром.
К слову, Питер Богданович, будучи энциклопедически образованным знатоком кино, начинал как кинокритик, и когда его режиссерская карьера буксовала, не раз обращался к написанию киноведческих книг и посвященных истории Голливуда бестселлеров. Собственно говоря, профессиональный кинокритик в процессе взаимодействия зрителя с фильмом выполняет те ж функции, что и супервизор в психотерапии.
Конечно же, речь идет о профессиональной кинокритике, а не о текстах, к которыми привык читатель массовых СМИ. (В них зачастую пересказывается сюжет фильма и упоминаются играющие в нем кинозвезды, как будто читатель не может узнать эти сведения из той же википедии.) Общепринято, что кинокритика анализирует фильм, помогая зрителю разобраться в послании, которое адресуют ему создатели фильма с помощью слагаемых киноязыка. С другой стороны, язык кино ощутимо упростился за последние пару десятилетий даже в авторских, фестивальных фильмах, которые в народе принято называть "артхаусом", и зачастую кинокритику попросту нечего сказать.
Но в чисто утилитарном отношении, особенно в текущей ситуации перепроизводства контента (в первую очередь, сериального) эта профессия по-прежнему остается важной: кинокритик помогает зрителю не утонуть в огромном потоке, сокращая дистанцию между фильмом и его аудиторией.
Читать больше
Добавить комментарий
Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.
Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.
Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.
Комментарии
Ваш комментарий будет первым!