Сьюзен Шварц о нарциссизме и внутренней уязвимости
Опубликовано в «Метод»

18 августа 2025 года в клубе для психологов "На кушетке" состоится выступление известной клинической психологини и юнгианского аналитика Сьюзен Шварц с лекцией "Как полюбить нарцисса" (How to Love a Narcissist) — впервые для украинской аудитории с профессиональным переводом.
Накануне мы публикуем перевод интервью с Сьюзен Шварц, где она делится своим уникальным опытом, рассказывает о пуэлле и раскрывает юнгианские представления о нарциссизме и его проявлениях в различных аспектах личности.
Полную версию интервью можно посмотреть на YouTube-канале jungianLaura.
Я даже не имела зимнего пальто — была весна, март. Это напоминает сказку: я отправилась в путь без необходимого снаряжения, но получила его в пути
После окончания обучения в США (Сьюзен Шварц с отличием окончила Университет Миннесоты и получила степень магистра социальной работы в престижном Бостонском университете) я приняла решение уехать в Цюрих.
Это означало не просто сменить место, а оказаться в совершенно новой, незнакомой психологической среде. Именно этот внутренний порыв стал для меня ключевым. Еще до отъезда я твердо решила остаться там до завершения обучения. Это было настоящее обязательство — пойти в неизвестность и полностью погрузиться в то, что я даже не могла предвидеть.
Я даже не имела зимнего пальто — была весна, март. Это напоминает сказку: я отправилась без необходимого снаряжения, но получила его в пути.
После возвращения в США я получила степень PhD по клинической психологии.

Сьюзен Шварц — клинический психолог, юнгианский аналитик и приглашенный спикер многих семинаров по всему миру
Мой подход можно назвать классическим юнгианским, однако я не ограничиваюсь догматичными определениями таких понятий, как "архетип" или "анимус" — для меня они служат скорее ориентирами, базовой структурой
В настоящее время я практикую как юнгианский аналитик в Парадайз Вэлли, штат Аризона, недалеко от крупной городской агломерации Финикса.
Ко мне обращаются люди, многие из которых даже не имеют четкого представления о юнгианском анализе. Аризона — регион с выраженной ориентацией на внешний мир, однако мне повезло работать с теми, кто стремится заглянуть глубже — в собственный внутренний мир, пусть даже изначально не осознавая этого. Этот процесс происходит через сны, через постепенное обучение внимательно слушать себя, уважать и принимать собственный внутренний опыт.
Иногда может сложиться ошибочное впечатление, что чтобы стать аналитиком, нужно глубоко понимать учение Юнга, его терминологию и открытия. Однако это вовсе не так. Я не умаляю их важности, но чисто интеллектуальное понимание — не лучший путь, ведь суть анализа заключается в живом опыте, глубинном проживании.
Анализ — это не только умственный или интеллектуальный процесс. Человек должен почувствовать настоящий сдвиг изнутри — как физически, так и психологически. Иногда бывает так, что люди хорошо знают юнгианскую терминологию, но на самом деле не занимаются настоящим анализом, а лишь оперируют терминами.
Мне очень нравится, когда люди стремятся познать свой внутренний мир, но не тот, который навязан или определен кем-то другим. Лично я знала, кто такой Юнг, когда начала собственный анализ, но не слишком глубоко. Лишь ближе к завершению этого пути меня по-настоящему заинтересовало его учение и аналитическая психология в целом. Именно тогда я начала погружаться в этот мир.
Для аналитика чрезвычайно важно слушать свой внутренний мир в отклике на внутренний мир другого человека
Я всегда стараюсь обращать внимание на то, как люди выглядят, что чувствуют внутри, как питаются, занимаются ли физическими упражнениями, как они себя ощущают, приходя на сессию, что переживают во время нее, как движутся телесно, а также замечать их реакции.
Иногда проблема в том, что для многих это становится исключительно интеллектуальным процессом, а не настоящим опытом, связанным с телом и психикой. Многие виды терапии могут приводить к тому, что работа превращается в чисто интеллектуальную деятельность, оторванную от тела, разума и души.
Это напоминает мне один эпизод из старого телесериала Northern Exposure, который очень резонирует с юнгианскими идеями: там американский шаман несколько дней наблюдал за женщиной, чтобы поставить диагноз. Меня это поразило, потому что в этом есть правда — мы — это вся наша жизнь, а не только то, о чем говорим.
Во время сессии, конечно, можно многое заметить, но подсказки можно получить и из того, как мы двигаемся в течение дня.
Я также убеждена, что для аналитика чрезвычайно важно слушать свой внутренний мир в реакции на внутренний мир другого человека. Это само по себе создает фокус на теле, независимо от того, осознает человек это в моменте или нет.
Именно эта связь, это взаимное присутствие и есть то важное пространство, которое можно проявлять и развивать. Для меня это — суть всего аналитического процесса.
Многие люди с большим стыдом говорят о своем физическом "я", чем о своей психологической сущности
Комплексы проявляются в теле — мы ощущаем физические реакции на наши эмоциональные переживания. Я замечаю, что многие люди с большим стыдом говорят о своем физическом "я", чем о своей психологической сущности. Это чрезвычайно интересно. И я искренне верю, что эти две сферы тесно переплетены: одна сигнализирует другой, и именно это взаимодействие помогает нам глубже понимать себя.
Когда вы испытываете дискомфорт, к чему вы обращаетесь? Что вам говорит ваше тело? Как нарушается ваш сон? Как вы говорите об этом с другими? Как доносите это до себя? Все это проявляется и во снах. Я считаю, что тело и сны имеют огромное значение для понимания нашего внутреннего мира.
Вы могли бы спросить: "Что вы носите во сне?" — я использую это как своеобразный внешний образ.
Является ли то, что вы видите во сне, привычным для вас образом или чем-то необычным? Соответствует ли ваше "я" во сне вашему возрасту или, возможно, оно моложе или старше? Как проявляется ваша энергия во сне?
Если кто-то видит сон, в котором ему пять лет и он в детском саду, можно ли описать этот сон и вместе с человеком исследовать, что происходило в его жизни в тот период?
Помните ли вы, как тогда чувствовали себя, с кем были близки, какие воспоминания остались? И что это значит для вас сегодня?
Считаю важным вернуться к ранним периодам жизни, но при этом соединить этот опыт с тем, что происходит сейчас, чтобы сделать его актуальным и понятным. Ведь мы — словно красная нить, связывающая наше раннее "я" с настоящим, и это сочетание имеет глубокое значение.
Юнг не упоминал пуэллу
Что касается пуэллы — для меня этот аспект чрезвычайно важен. Этот образ тесно связан с архетипом пуэра — латинским термином puertōnus, что означает "вечный мальчик", вечный ребенок. Пуэр — мужская версия пуэллы, а пуэлла — один из проявлений этого архетипа в женской психике.
Позвольте рассказать, как обычно выглядит пуэлла, когда приходит на сессию анализа. Снаружи она кажется очень уверенной, как будто способна управлять множеством дел. Часто в ней ощущается уникальность, некоторая творческая искра и неповторимый способ самовыражения.
Однако за этой внешностью скрывается человек, который часто чувствует себя неуверенно, порой подавлен, иногда — отчужденным от собственного физического "я". Она может много заниматься спортом, но это не гарантирует глубокую связь с телом. Часто наблюдается отчуждение от пищи, сексуальности, а также мечтательность.
Это не значит, что она не может жить полноценной жизнью. Но внутри что-то сдерживает ее, не дает полностью созреть, оставляя молодой в внутреннем смысле. Это обусловлено как личными, так и коллективными причинами.
Я отождествляю себя с этим образом и считаю себя индивидированной пуэллой, поскольку много работала с этим архетипом.
Юнг не упоминал пуэллу непосредственно в своих собраниях трудов. Он сделал огромный вклад в развитие психологии, но, имея четырех дочерей и одного сына, мало уделял внимания личным отношениям отца с ребенком и почти не говорил о дочери. Кроме своего эссе об архетипе матери, он не рассматривал дочь в связи с отцом и тем, что ей нужно от него для формирования внутренней силы.
Психология Юнга часто считается психологией среднего возраста — он мало говорил о детстве. Меня это устраивало, ведь я не хотела обвинять родителей и копаться в прошлом, а стремилась смотреть на себя здесь и сейчас.
Таким образом, Юнг действительно мало касался отношений "отец–ребенок" на личностном уровне. Возможно, это связано с тем, что Фрейд уже много сделал в этой области и должен был закрепиться в другой сфере.
Можно сколько угодно пользоваться косметикой, но важно принять красоту себя и своего возраста
Я считаю, что пуэлла — это не просто архетип, а скорее общий способ бытия, который женщины усваивают в обществе. Культура часто поддерживает тенденцию оставаться слишком молодой, избегать среднего возраста, стремиться всегда выглядеть моложе, стройнее. Однако эта гонка не ведет к настоящему внутреннему развитию.
Суть среднего возраста — это возвращение внутрь себя, а это чрезвычайно сложно для пуэллы, ведь для нее внешнее имеет огромное значение. Под этим фасадом скрывается много боли, уязвимости и определенная неспособность осознать и принять себя.
Возникают важные вопросы: кто я? Что я здесь делаю? Как научиться воспринимать себя всерьез? Для женщины с аспектом пуэллы это настоящая психологическая борьба — как уважать себя, быть собой, находить свою силу.
Лично я замечаю, что иногда слишком зацикливаюсь на внешности — ведь мне за 40. Юнг считал, что средний возраст начинается в конце 30-х — начале 40-х, и я сейчас именно в этом периоде. Иногда я принимаю коллаген, занимаюсь спортом ежедневно, а недавно узнала, что гель для подтяжки кожи от Nivea, которым пользуюсь, возможно, имеет вредные свойства, но все равно не прекращаю его использовать. Вы понимаете, о чем я.
Это вовсе не значит, что я пренебрегаю телом, но в США существует масса сообщений о том, как нужно выглядеть молодой, соответствовать определенному образу женщины моего возраста, который мы видим по телевидению или в кино. Мы сравниваем себя с этими образами: она моего возраста, но взгляните на ее кожу, вес, волосы... Что же делать? Как жить в такой культуре и при этом оставаться собой?
Мне советуют: крась волосы, наращивай, работай с тренером, делай липосакцию — это типичный набор для женщин моего возраста. Но я убеждена, что важно быть собой и уметь красиво стареть.
Именно здесь проявляется пуэлла — она питает иллюзию вечной молодости, порождая внутренний конфликт. Можно сколько угодно пользоваться косметикой, но истинное принятие красоты себя и своего возраста — вот что действительно важно.
Это чрезвычайно важно, и я считаю, что в США этот баланс нарушен: слишком акцентируют внимание на молодости, словно можно быть молодой в любом возрасте, но при этом нужно уважать свой настоящий возраст.
Этот внутренний конфликт сложен для многих женщин и затрагивает не только их, но и мужчин.
Я всегда верю, что тело следует за разумом, ведь тело — это внешнее отражение того, что происходит внутри. Объективна ли эта правда — не знаю, но это мой личный опыт.
Проблема пуэллы в том, что ей трудно уделять себе постоянное внимание, поддерживать целостность, осознавать и заботиться о себе добрым, сбалансированным образом на протяжении длительного времени.
Я не буду выглядеть на 20 лет. Но и не должна выглядеть на 20
Отрицательным в нашем обществе является то, что женщин постоянно побуждают заботиться только о внешности, не замечая, что это отражение их внутреннего мира. Нам постоянно говорят: "Похудей", "Выгляди моложе", но стоит спросить: откуда взялся этот вес?
Не возникает ли он из-за давления быть кем-то другим, не учитывая своих настоящих качеств? Это разрывает человека, который не учится ценить себя иначе, чем через призму внешности.
Например, я работала с женщиной, чья мать постоянно акцентировала внимание на ее внешности: "Ты красивая", "Смени прическу". Как это объясняет дочери, что она ценна и прекрасна именно такой, какая есть? И как это связано с поиском своей лучшей версии себя?
Она теряется в том, какой должна быть внешне, и я считаю, что именно отсюда появляется лишний вес — это неосознанное давление, ведь ее целостность не принимается.
С психологической точки зрения вес — это символ, внешнее проявление внутреннего состояния, отражающегося в теле. Ожидания относительно внешности женщин часто неестественны. С возрастом в теле происходят природные изменения, но культура навязывает идеалы молодости, которым невозможно соответствовать.
Почему бы не принять себя и не научиться красиво стареть? Важно гордиться собой и чувствовать комфорт в собственной коже.
Во время анализа человек может как набирать, так и терять вес, пока не найдет свое истинное "я". Это — отражение его внутреннего мира.
Давление на женщин чрезвычайно велико, и пуэлла — тип личности, который особенно этому подвержен, потому что не умеет полагаться на себя и ориентируется на внешнюю пропаганду.
Возвращаясь к теме веса, многие женщины говорят: "Я не могу встретить кого-то, пока не похудею на 10 килограммов". Это лишь оправдание, а под ним скрывается страх близости, страх быть по-настоящему увиденной и понятым — тоже характеристика пуэллы. Страх, что никто никогда тебя не поймет — один из ее основных аспектов.
У нарцисса непробиваемая защита, и к нему трудно приблизиться, потому что он уязвим и ранен внутри
Нарциссизм сегодня — чрезвычайно актуальная тема. Когда кто-то говорит: "О, он или она — нарцисс", я вижу в этом сигнал глубокой внутренней борьбы этого человека.
К сожалению, нарцисс обладает мощным защитным барьером, и приблизиться к нему сложно, ведь внутри он уязвим и ранен. Именно эту внутреннюю уязвимость, на мой взгляд, стоит замечать. Снаружи они могут казаться сосредоточенными только на себе, не замечая других, или бояться устанавливать контакт из-за страха.
Если нарцисс научится заглядывать внутрь себя, познает собственную силу, осознает, что можно быть близким, быть услышанным и не бояться отторжения, тогда его защитные механизмы начнут постепенно растворяться, и истинное "я" сможет выйти наружу. Это чрезвычайно нежное и уязвимое место — суть нарциссизма.
В мифе о Нарциссе он был одинок, а Эхо — без тела. Здесь снова возникает тема тела, мужского и женского начала. Проблема Нарцисса в том, что он не видит за пределы своего "я", не умеет устанавливать границы и взаимодействовать с другими. Этому можно научиться в аналитическом процессе.
Именно поэтому я говорю: это очень нежное, уязвимое место, которое часто отвергают как отвратительное. Но под этой оболочкой, я надеюсь, скрыт настоящий человек, и чтобы снять этот защитный фасад и стены, требуется время.
Мы часто думаем, что нарцисс не может измениться и что с ним невозможно быть рядом. Это пессимистичный взгляд. На самом деле все зависит от того, как человек научится открываться и строить отношения, и как мы можем не попасть в ловушку его защитных механизмов. Ведь нарциссы, как правило, ждут, когда кто-то призовет их к ответственности, чтобы они могли стать настоящими.
Нужно пробить эту защиту, ведь когда человек сталкивается со своими трудностями, первая его реакция — защита. Но если оставаться с этим, даже с нарциссом (ведь в каждом из нас живет нарциссическая часть), можно прорваться. И снова возвращаемся к последовательности — к истинному пребыванию с собой, даже если это больно, даже если мы чувствуем себя растерянными, но остаемся и настаиваем — тогда что-то изменится. И начнется рост.
Читать больше
Добавить комментарий
Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.
Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.
Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.
Комментарии
Ваш комментарий будет первым!