The Psychologist

Сериал "Олененок": когда опасные мечты становятся реальностью

Опубликовано в «Киноанализ»

Сериал "Олененок": когда опасные мечты становятся реальностью
10/05/2024
Like
0
Views
0

Британский мини-сериал "Олененок" (Baby Reindeer) внезапно стал большим хитом: меньше, чем за месяц, – а шоу появилось на платформе Netflix 11 апреля, "Олененка" посмотрели почти 3 млн зрителей. Что важнее, давно сериал не вызывал такую бурную дискуссию в сети. Попробуем разобраться, в чем его успех и заодно узнаем, что думают профессионалы о рассказанной в сериале истории сталкинга.

О чем сериал

Несмешной стендапер, так и не добившийся карьерных успехов, после череды профессиональных и личных неудач (а главный герой к своим тридцати так и не разобрался ни с карьерой, ни с собственной сексуальностью) зализывает раны, работая барменом. В прошлом Донни пережил сексуальное насилие со стороны работодателя, вдвое старше себя, и с трудом примиряется со своей бисексуальностью. Одинокий и неустроенный – Донни живет в доме своей бывшей, одним недобрым вечером он обращает чуть больше внимания, чем следовало, на эксцентричную городскую сумасшедшую, которая приходит в бар каждый день.

Несмотря на тревожные сигналы, ему так приятно внимание, но женщина оказывается сталкершей. Страдающая хроническим бредовым расстройством личности, Марта начинает преследовать Донни, превращая в ад его и без того нелегкую жизнь. Начав фантазиями об отношениях, совместной жизни и детях, со временем она доходит до того, что срывает его выступления в клубах и вмешивается в отношения Донни со всеми близкими ему людьми. Марта угрожает родителям, квартирной хозяйке, и, конечно же, женщине, с которой герой пытается наладить отношения.

Впрочем, все закончится хорошо. Донни, как и шотландский актер и драматург Ричард Гадд, скрывающийся за маской главного героя, обратится в полицию (в Британии самые суровые в мире законы против сталкинга). А потом создаст на основе этой истории моноспектакль, который со временем станет популярным сериалом на Netflix.

Сериал "Олененок": когда опасные мечты становятся реальностью

И почему такой успех

Самое смешное, что в этой истории все (ну, почти все) – правда. Возбужденные тем, что сериал изначально анонсировался как автобиографический, любознательные зрители с помощью гугла легко проверили все факты, в том числе и вычислив прототип Марты, которая за два года сталкинга написала Гадду одних только мейлов свыше 40 тыс.

Если преодолеть на первых эпизодах внутреннее сопротивление перед не самыми приятными главными героями, – поначалу Донни не вызывает никакого сочувствия, а Марта в исполнении Джессики Ганнинг откровенно отталкивающая, то с каждой новой серией «Олененок» удивляет все больше.

В большинстве случаях современная сериальная драматургия базируется на неизжитых травмах, но такого мучительно достоверного выворачивания себя наизнанку вы еще не видели. Причем в этой откровенности автора нет никакого самолюбования: в глазах актера (а в сериале много крупных планов Ричарда Гадда) настоящая боль, отчего в ряде сцен становится еще смешнее. Автор сам признавался, какой трудный путь ему пришлось проделать, превращая 70-минутный монолог в виртуозный комедийный триллер с достоверно прописанными характерами. Каждая серия показывает историю Донни под новым углом, а градус напряжения настолько высок, что «Олененку» рукоплескал в своей колонке для Times сам Стивен Кинг (!).

Следом за «королем ужасов» сериал высоко оценили самые взыскательные профессионалы – психотерапевты.

«В реальности мало кто доходит до психотического уровня, когда жертву сталкинга просто бомбят посланиями и доводят до ужаса, – соглашается киевский психотерапевт Елизавета Непийко. – Но ведь в одержимости теми, кому мы безразличны, такое преследование развивается на уровне нашего внутреннего мира. Человек нам отвечает "нет", но мы все равно в этом отказе слышим "да". Или когда фантазируем о совместной жизни с человеком в тех случаях, когда на эту совместную жизнь в реальности нет и намека. Тогда мы ведем себя точно также, как Марта, только внутри. Предаваясь мечтам, мы то обесцениваем объект преследования, то возносим его. И если немного ослабить самоконтроль, то непременно точно также начали бы бомбить сообщениями. Такое преследование увлекательно, оно наполняет нашу жизнь смыслом. Но основная функция такой одержимости – перестать замечать в этой сумасшедшей погоне свои реальные проблемы и сложности».

И, конечно же, все мы ждем новые работы Ричарда Гадда.

Что еще смотреть

Точно также, как «Олененок», британский мини-сериал «Дрянь» (Fleаbag) вырос из моноспектакля Фиби Уоллер-Бридж – актрисы, сценаристки и по совместительству супруги режиссера и драматурга Мартина Макдонаха. Это очень смешной, циничный и неполиткорректный рассказ о сексе, одиночестве и взаимоотношениях с окружающим миром современной обитательницы Лондона. Как и герой Ричарда Гадда, эта одинокая тридцатилетняя «оторва», кажется, забыла повзрослеть в поисках хорошего секса и личного счастья.

Как и стоило ожидать, образ главной героини сатирически заострен равно настолько, чтобы застыть в одном шаге от пародии, в то время как мужские образы, вполне ожидаемо, карикатурны.

С одной стороны, это прекрасно срабатывает в образах любовников главной героини, где каждый мужчина, хотя бы однажды прибегавший к манипуляциям ради секса, со смехом легко может узнать самого себя. Но с другой, совершенно карикатурный образ возлюбленного героини Уоллер-Бридж ставит под сомнение достоверность всей этой истории. Двух настолько несовпадающих людей невозможно представить вместе, пресловутой «химией» между ними и не пахнет.

Читать больше

Like
0
Views
0

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.