The Psychologist

Кино и психология: от нацистской пропаганды до лечения стресса комедиями

Опубликовано в «Киноанализ»

Кино и психология: от нацистской пропаганды до лечения стресса комедиями
9 мин чтения
04/10/2024
Like
0
Views
0

5 октября исполняется 160 лет Луи Люмьеру, который вместе со старшим братом Огюстом изобрел кинематограф: первый киносеанс прошел в Париже 28 декабря 1895 года. Прожившие долгую и почтенную жизнь, братья Люмьер успели увидеть, как их детище, созданное ради легкомысленного увеселения публики, превратилось в важнейшее из искусств ХХ века. День рождения младшего Люмьера – хороший повод поговорить о том, как кинематограф изменил человеческую психику (и продолжает на нее воздействовать).

Что было раньше: кино или психоанализ?

Еще при жизни братьев Люмьер пришли в профессию и создали свои шедевры Орсон Уэллс, Робер Брессон, Ясудзиро Одзу – режиссеры, которые принесли в ярмарочную забаву под названием синематограф настоящую поэзию и тонкий психологизм. Собственно, первые серьезные психологические трактовки кинематографа с позиции психоанализа и аналитической психологии начались в 30-е годы, одновременно с превращением кино в серьезное искусство, когда свои главные фильмы создали Фриц Ланг, Фридрих Мурнау, Карл Теодор Дрейер, Чарльз Чаплин, Дэвид Уорк Гриффит, Сергей Эйзенштейн и Александр Довженко.

Есть и обратное мнение, что именно аналитическая психология и психоанализ оказали мощное влияние на развитие кино – не зря фильмы называют снами наяву. Они действуют на зрителей по законам механизмов психики, воспроизводя формы психического отражения событий и объектов. Показательно, что главной кинодержавой мира стала Америка, с ее давними и широко укоренившимися традициями психотерапии.

Не менее любопытно, что активнее всего молодое искусство развивалось также в тоталитарных Германии и Советском союзе, где мгновенно оценили пропагандистский потенциал кино – и где власти удушили психоаналз в зародыше. Как известно, пропагандистские фильмы Лени Рифеншталь "Олимпия" и "Триумф воли" открыли невиданные ранее методы съемки, а гениальная агитка "Броненосец "Потемкин" – революционную роль монтажа.

С помощью кино можно не только манипулировать мнением отдельного зрителя, навязывая ему ту или иную точку зрения по самому широкому спектру событий и явлений. Но и сформировать мировоззрение целой нации – как и представление о ней для остального мира. Так Голливуд создал великий миф об Америке в один из самых неблагоприятных периодов ее истории, во времена Великой депресии (который, конечно же, имел мало отношения к реальной жизни в США). Этот миф был деконструирован так называемым Новым Голливудом начиная со второй половины 60-х, что только сделало его сильнее.

Кино определяет сознание

В лучшие годы кино формировало мировоззрение, философию, психологию, стиль жизни. Только появление рок-н-ролла смогло оказать равное по силе воздействия влияние на умы. Очень легко проследить, когда кино перестало быть медиатором, грубо говоря, важнейшим из искусств – когда фильмы больше не создавали ролевые модели и прекратили оказывать влияние на моду и стиль.

Для примера вспомним, что в пятидесятые годы благодаря актерам Джеймсу Дину и Марлону Брандо навсегда вошли в моду джинсы, считавшиеся рабочей одеждой, и футболка, изначально являвшаяся армейским исподним бельем. А хронологически последними двумя фильмами, оказавшими влияние на стиль, стали "Матрица" (1999) и "Амели" (2001), которые ввели, соотвественно, моду на черные плащи, телефоны-раскладушки, прическу каре (причем уже во второй раз после "Криминального чтива" ровно тридцать лет назад) и женское имя Амели.

Что показательно: начало нулевых стало не только символическим водоразделом между ХХ и ХХІ веком. Примерно в то же время в массовом кино окончательно доминирует творческая стратегия постмодернистского пастиша. Строго говоря, творчество закончилось – хотя кино еще вернет себе статус важнейшего из искусств, возродившись на кабельном телевидении в виде сериалов нового поколения. (Хотя это тоже постмодернимстская стратегия, когда телевизионный формат переосмыслил сам себя за счет инструментов "большого" кино.)

И потом, в ХХІ веке главным медиатором, как и провогласила "Матрица", стал интернет.

Исцели себя сам

Но мы отвлеклись. Нет такого человека, на которого кино не оказывало бы психологического воздействия. Даже человек с аналитическим складом ума испытывает во время просмотра массу эмоций и чувств. Мало того, эмоциями и чувствами зрителя можно и нужно манипулировать. Например, скованный в проявлении эмоций человек может получить эмоциональную разрядку, посмотрев драматический фильм, наполненный трагическими событиями.

Разумеется, что люди, не испытывающие проблем в эмоциональных проявлениях, стараются избегать такие фильмы: трудно найти зрителя, у которого после просмотра "Необратимости" или "Груза 200" не испортилось бы настроение. Собственно, потому так называемая "Золотая эпоха Голливуда" совпала в Великой депрессий: люди шли в кино, чтобы забыть о своих проблемах. Они лечили фильмами стресс.

Уровень стрессовых гормонов снижается за просмотром романтических фильмов, которые могут увеличить выработку в организме прогестерона, ответственного за сексуальное влечение и удовольствие от близости с партнером. Лав-стори помогает зрителю испытать эйфорию, сопровождающую влюбленность в реальной жизни, поэтому в Голливуде 20-х – 30-х годов доминировали романтические комедии и мюзиклы. Когда зритель смеется, его организм вырабатывает другой гормон, дофамин, который называт "гормоном радости".

И наоборот, хорроры и динамичные экшены со сценами насилия могут привести к всплеску адреналина, который вызывает стрессовое состояние. Не удивительно, что расцвет экшн-фильмов и хорроров в Голливуде пришелся на восьмидесятые годы – период экономического процветания, который вошел в историю как "Рейганомика". Когда все стабильно, хочется немного "встряхнуться".

Что смотреть

Поразительно, что первым игровым фильмом братьев Люмьер была именно комедия, "Политый поливальщик" – самый терапевтический, но в то же время самый сложный жанр в кино. Так что удельный вес комедийных фильмов в мировой фильмографии относительно невелик.

Режиссеров-комедиографов можно пересчитать по пальцам. В Голливуде это Уэс Андерсон ("Отель Гранд-Будапешт"), Вуди Аллен ("Энни Холл", "Пули над Бродвеем", "Полночь в Париже"), Джон Лэндис ("Путешествие в Америку", "Поменяться местами"), Мел Брукс ("Продюсеры"), Блейк Эдвардс ("Розовая пантера", "Виктор/Виктория", "Микки+Мод"), Питер и Бобби Фаррелли ("Тупой и ещё тупее"), а также трио Джим Абрахамс, Дэвид и Джерри Цукеры, работавшие в пародийном жанре ("Аэроплан!", "Голый пистолет").

Часто обращались к комедийному жанру "независимые" американцы Джим Джармуш ("Сломанные цветы", "Кофе и сигареты"), Джоэл и Этан Коэны ("Большой Лебовский", "Славься, Цезарь!") и Кевин Смит ("Клерки").

Французы Жак Тати ("Каникулы господина Юло", "Моя дядюшка"), Клод Зиди ("Чудовище", "Откройте, полиция!"), Ив Робер ("И слоны бывают неверны"), Франсис Вебер ("Игрушка") и Жан-Пьер-Жене, предпочитающий черный юмор ("Деликатесы", уже упоминавшаяся "Амели").

Итальянцы Роберто Бениньи ("Жизнь прекрасна"), Пьетро Джерми ("Развод по-итальянски"), Марио Моничелли ("Мои друзья", "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны"), Альберто Сорди ("Всеобщее чувство стыда") и дуэт Кастеллано и Пиполо, снявший полдюжины фильмов с Адриано Челентано.

Достойны упоминания испанец Педро Альмодовар ("Женщины на грани нервного срыва"), британец Гай Ричи ("Большой куш"), финн Аки Каурисмяки ("Гамлет идет в бизнес", "Я нанял убийцу") и нидерландец Алекс Ван Вармердам ("Шнайдер против Бакса", "Последние дни Эммы Бланк") с их меланхолическим и абсурдным северным юмором.

Есть из чего выбрать для просмотра на выходные!

Читать больше

Like
0
Views
0

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.