The Psychologist

Espresso, Трамп и симулякр: культурный ребус Томми Кэша

Опубликовано в «Сублимация»

Espresso, Трамп и симулякр: культурный ребус Томми Кэша
Иванна ДОВЖЕНКО

Иванна ДОВЖЕНКО

8 мин чтения
16/05/2025
Like
0
Views
606

Когда я впервые увидела клип Espresso Macchiato, мне стало абсолютно ясно: этот артист победит. Если не на сцене Евровидения, то в головах. Не за счет голоса или мелодии, а за счет поразительной точности культурного высказывания. Томми Кэш оказался в том месте и в то время, когда его странный кофеин-реп, замешанный на повторе и бессмысленном наборе слов, стал идеальным симулякром — в бодрийяровском смысле этого слова.

Эстетика, собраная из фрагментов

Сам Томми Кэш называет свой стиль "post-Soviet rap" и "Eastern European avant-garde", подчеркивая, что не считает себя просто рэпером. В одном из интервью он прямо заявил: "I’m not a rapper, I’m art" — "Я не рэпер, я искусство". Его музыка, клипы, сценические образы, костюмы, позы и даже молчание в кадре — это единая художественная инсталляция. Он делает не музыку, а перформанс в духе постиронии, где каждый элемент может быть мемом, провокацией и одновременно эстетическим жестом. 

Espresso, Трамп и симулякр: культурный ребус Томми Кэша

Кэш повторяет перфоманс Уорхола только не с бургером, а с кофе

Мир, в котором поза важнее

Официальный клип Espresso Macchiato, вышедший за полгода до Евровидения, — это визуальный жест в духе третьей стадии симулякра, о которой писал Жан Бодрийяр: образ, отсылающий не к реальности, а к другим культурным образам. Томми Кэш пьет кофе, точно воспроизводя сцену из видео Энди Уорхола, где тот молча ест бургер из McDonald’s — серийный продукт, ставший иконой массового потребления. Уорхолл превращал тираж в искусство: банки супа, лицо Мэрилин, логотип — все это были не уникальные изображения, а символы повторяемости. Кэш берет этот принцип и запускает его по кругу — создает образ, в котором реальность не имеет значения, важна лишь форма, узнаваемый ритуал, копия копии.

Кэш повторяет этот перфоманс Уорхола только не с бургером, а с кофе. Он воспроизводит процесс распаковки, позу, ритм, молчание, создает новый образ, в котором реальность окончательно растворяется. Это уже не комментарий к культуре потребления, а постмодернистский симулякр: копия действия, которое само было копией. Мы не видим ни кофе, ни жажды, ни удовольствия — только эхо культурного жеста, превращенного в ритуал. И именно поэтому это работает: потому что в этом странном, вытянутом моменте отражается состояние мира, где все стало образом.

Мира, где вещи, события и даже люди воспринимаются не такими, какие они есть, а такими, какими они выглядят. Мы не просто пьем кофе — мы пьем его как в сторис. Мы чувствуем, любим, переживаем не напрямую, а через клише, визуальные коды, узнаваемые позы. Это и есть постмодерн: реальность больше не проживается напрямую — она разыгрывается, как спектакль. Мы живем внутри образов, и Томми Кэш это не критикует — он просто показывает, становится зеркалом.

Трикстер с галстуком до колен

Сценический образ Томми Кэша я увидела позже, уже на эстонском отборочном конкурсе на Евровидение. И он стал логическим продолжением заявленной эстетики. Кэш выходит на сцену в костюме, отсылающем к Дональду Трампу: строгий пиджак, нелепо длинный красный галстук — почти до колен, как утрированный фаллический символ. Его сопровождает балет в образе телохранителей. Он двигается фрагментировано, как будто управляется дистанционно — руки и ноги рассинхронизированы, тело живет собственной жизнью. Это уже не медитация, как в клипе, а гротескная хореография распада, доведенная до физического абсурда. Танец хаоса.

Кэш точно считал архетип Дональда Трампа — трикстер. Это насмешник, мастер скандала, персонаж, разрушающий границы серьезности и приличия. Но Трикстер в юнгианской системе еще и архетип перехода, обновления, движения. Он нарушает табу, потому что мир застыл и нуждается во встряске. Он вводит смех туда, где все привыкли быть серьезными. Он создает новое, разрушая старое, хотя сам может этого не осознавать. Это не злодей, а агент перемен. В культуре, где все давно стало ролевой игрой, трикстер и становится самой точной фигурой. Не потому что он знает ответы — а потому что он разрывает иллюзию, заставляет пересмотреть декорации. И Кэш делает это тонко и точно — через танец, одежду, образ и действия на сцене.

Espresso, Трамп и симулякр: культурный ребус Томми Кэша

Кэш точно считал архетип Трампа — трикстер. Это насмешник, мастер скандала, персонаж, разрушающий границы серьезности и приличия

Петля макиато

Вот он делает глоток, выбрасывает стакан, получает новый — и снова выбрасывает. Ни один из них не допит. В этом жесте — не просто абсурд, а символ невозможности завершения. Все начинается снова, но ничто не проживается до конца. Как сторис, как свайп, как кадр. Фрагмент, повторяемый без цели.

Это и есть сбой: мы не находим насыщения — мы просто не умеем останавливаться. Вместо переживания — ритуал. Вместо смысла — цикл. И этот пустой глоток кофе на сцене становится образом современной культуры, в которой действие давно вытеснило проживание. 

Точка сингулярности в чашке эспрессо

Слова espresso macchiato повторяются снова и снова, почти превращаясь в мантру. Это не песня в привычном смысле, а звуковой перформанс, где важнее ритуальность и гипноз, чем смысл. И именно за счет этого оно попадает в самую точку — туда, где у современной культуры пульс. 

Кстати, итальянцы, для которых кофе — сакральная тема, разошлись в оценках. Одни увидели в этом насмешку: мол, прибалт глумится над нашей страстью, над нашими жестами, словами, ритуалами. Другие — восторг. Он поет про нас! Он поймал это: наше утро, наши привычки, нашу позу — и превратил это в театр. Величие и бессмысленность культурного знака. Так один и тот же образ оказался одновременно и восхищением, и издевкой. В этом и сила образа Кэша — он вмещает все интерпретации.

Эспрессо Макиато — это не просто песня и клип. Это отражение нашей эпохи. Времени, когда больше нет твердой почвы, когда все зыбко: политика, идентичность, культура, эмоции. Все перемешано, перепутано, как будто мир живет в режиме непрерывного сбоя. И Томми Кэш ухватил этот сбой не словами, а образом. Он просто всматривается в чашку с кофе — и там обнаруживает бездну.

Томми стал медиумом хаоса. И именно это сделало песню вирусной: она не объясняет, а заражает. И когда мы вместе с ним смотрим в эту чашку — бездна смотрит на нас в ответ.

Читать больше

Like
0
Views
606

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.