Опасное обаяние: как распознать корпоративного психопата
Опубликовано в «Опыт»

По данным различных исследований, процент людей с психопатическими чертами на руководящих должностях значительно выше, чем в общей популяции. Это явление, подробно описанное в книге «Змеи в костюмах», представляет собой серьезную угрозу для современной бизнес-среды.
Исследование Пола Бабиака и Роберта Хэра (2006) показало, что около 3,9% топ-менеджеров обладают психопатическими чертами — почти в 4 раза больше, чем в среднем по популяции.
Австралийское исследование Натана Брукса (2016) обнаружило, что около 21% руководителей имеют выраженные психопатические черты.
Исследование Найала Брайчича (2020) в Великобритании показало, что управленцы с высокими показателями психопатии чаще занимают высокие должности в организациях.
Это значит, что в корпорациях таких людей — «змей в костюмах» — можно встретить на руководящих позициях значительно чаще, чем в обычной жизни. До этих должностей они добираются постепенно — каждый из них поднимается по карьерной лестнице, безжалостно разрушая на своем пути десятки чужих карьер, а иногда и целые компании.
Парадокс в том, что такие люди умеют виртуозно очаровывать руководителей, втираться в доверие — и в итоге владельцы бизнеса сами отдают им свои ресурсы или «ключи от хранилищ».
Как так получается и почему даже опытные управленцы и владельцы не могут распознать змей в костюмах?
Когда владелец бизнеса обращается к психологу, он зачастую приходит с совсем другим запросом. Он чувствует, что в бизнесе, в команде что-то не так, но не может найти решение. Почему? Потому что неправильно определяет причину проблемы — и, следовательно, не выстраивает причинно-следственную связь.
Знакомство с корпоративным психопатом
Термин «корпоративный психопат» не является медицинским диагнозом, а скорее разговорным выражением, которое широко используется в бизнес-литературе и психологических исследованиях для описания деструктивных моделей поведения.
Во время собеседования такой человек демонстрирует безупречное поведение. В отличие от кандидатов, которые могут опоздать или прийти в мятой одежде, он всегда идеально подготовлен. Он поражает глубокими знаниями о компании и её особенностях, что сразу привлекает внимание собеседников.
Внешний вид также безупречен — свежая рубашка, галстук, приятный аромат. Кандидат излучает любезность, умело делает комплименты, а его резюме вызывает неподдельное восхищение.
Стоп! Стоп! Если бы это был фильм, мы бы сделали здесь стоп-кадр и сказали вот что: "всё возможно, если ты мастер лжи"
На самом деле большинство его слов и резюме — это фикция. Дипломы, награды, медали — всё это просто слова на бумаге. Его настоящая задача — заставить поверить в себя как в личность, и тогда о резюме все забудут, не будут ничего проверять. Харизма — вот его главный козырь: он легко мимикрирует и быстро перевоплощается в того, кого ищет компания. Его слова такие сладкие именно потому, что он говорит всё, что хочет услышать интервьюер. И вдруг становится ясно: «Вот он — наш идеальный кандидат!» Приманка проглочена.
И тут становится понятно, почему владелец не видит истинную причину проблем в компании — он сам находится под влиянием чар корпоративного психопата. И даже опытному бизнесмену будет крайне трудно это признать.
Основные признаки «змей в костюмах»
Избыточная харизма: использование обаяния как инструмента манипуляции
Отсутствие эмпатии: неспособность сочувствовать коллегам и подчинённым
Мастерство манипуляций: изысканные техники психологического воздействия
Патологическая ложь: построение сложных схем обмана
Для корпоративных психопатов люди — лишь средства достижения собственных целей. Как правило, всю работу за них выполняют другие коллеги, побуждённые либо пустыми обещаниями, либо с помощью манипуляций. Сами же «змеи в костюмах» заняты более «важной» миссией — они думают лишь о том, как продвигаться по карьерной лестнице и присвоить как можно больше ресурсов. После появления такого сотрудника атмосфера в команде кардинально меняется.
Присутствие «корпоративных психопатов» может иметь разрушительные последствия для организации:
Снижение морального духа команды
Повышение текучести кадров
Снижение продуктивности
Финансовые потери из-за неэтичных решений
Как распознать змею в костюме
Проще всего — начать прислушиваться к другим членам команды. Чары корпоративного психопата действуют только на тех, кто полезен и нужен в его игре. К остальным он безразличен, поэтому особо не старается скрывать свою истинную суть. Например, если он «дружит» напрямую с владельцем или руководителем, зачем ему беспокоиться о мнении секретарши? Такая логика работает безотказно. Команда может расколоться ещё и потому, что одни сотрудники чётко видят ситуацию, тогда как другие и слышать не хотят о проблеме. Таким образом, секретарша или другой коллега могут казаться истеричными или завистливыми по сравнению со спокойным и всегда остроумным коллегой.
Как помочь клиенту выявить змею в костюме в своём коллективе
Во время разговора с клиентом у вас могут возникнуть «подозрения» в отношении одного из его сотрудников, потому что обычно сам клиент предоставляет достаточно информации для понимания ситуации. Однако из-за уже сформировавшейся точки зрения он не может увидеть её самостоятельно. Но, конечно, это будут лишь предположения, основанные на его словах, поэтому максимально исследуйте эту гипотезу:
Предложите «перемотать» время назад — к тому моменту, когда в компании всё было хорошо, и понять, в какой именно момент всё начало меняться
Если мнения в команде разделились, предложите «дать место» тем членам команды, чьи слова звучат не слишком убедительно, и попробовать их услышать
Задавайте как можно больше уточняющих вопросов с разных сторон, чтобы клиенту было проще увидеть ситуацию с разных точек зрения
Порекомендуйте прочитать книгу «Змеи в костюмах» или посмотреть фильм на эту же тему — но только если клиент уже сам начал замечать тревожные признаки

Мы хорошо понимаем, когда кто-то ведёт себя агрессивно или недружелюбно, но теряем бдительность перед комплиментами и лестью
Как клиенту защитить себя и свой бизнес
Читать больше
Добавить комментарий
Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.
Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.
Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.
Комментарии
Ваш комментарий будет первым!