The Psychologist

«Кошмар на улице Вязов»: фильм о страхе взросления

Опубликовано в «Киноанализ»

«Кошмар на улице Вязов»: фильм о страхе взросления
6 мин чтения
02/08/2024
Like
0
Views
0

Двойная юбилейная дата: 2 августа американскому режиссеру, сценаристу, актеру и продюсеру Уэсу Крейвену исполнилось бы 85 лет. А 40 лет назад вышел опус магнум хоррормейкера, фильм «Кошмар на улице Вязов», в котором впервые появился придуманный Крейвеном персонаж Фредди Крюгер, ставший одним из самых узнаваемых образов массовой культуры.

Крейвен прославился уже вторым фильмом в своей карьере, макабрическим хоррором о семье каннибалов "У холмов есть глаза", который многими воспринимался в 1977 году как антиамериканская сатира и многократно окупился. (В ранних фильмах Крейвена между бандами убийц и садистов и "нормальной" семьей средних американцев, которые им противостоят, ставится знак равенства.)

Но с выходом фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984), ставшим мгновенной классикой жанра, сам режиссер стал живым классиком.

Итак, подростков с улицы Вязов в типичном городишке "одноэтажной Америки" мучают одинаковые кошмары, в которых детей преследует маньяк, похожий на ковбоя из ада – в шляпе над обоженным лицом и с перчаткой с лезвиями на пальцах. Это бывший работник местной котельной по имени Фредди Крюгер, обвиненный в убийстве детей, над которым родители с улицы Вязов когда-то учинили самосуд и сожгли заживо. Причем в одном из продолжений фильма упоминается, что Крюгера линчевали по ошибке.

Оказывается, что кошмарные сны способны убивать в реальности – и это правда. Как это ни смешно звучит, но фильм основан на реальных событиях, описанных в СМИ: группа выходцев из Азии, преследуемая кошмарами, умерла во сне. В фильме одна из девушек по имени Нэнси – к слову говоря, дочь полицейского, который организовал расправу над маньяком, бросает Фредди Крюгеру вызов. Чтобы физически уничтожить убийцу из своих кошмаров, она заставляет его перейти из пространства своего сна в реальный мир. (Критики интерпретировали этот сюжетный ход как ироническую метафору психоанализа.) Но так как в определенный момент фильма кошмары и явь смешиваются, победа Нэнси в финале так и остается под вопросом.

Даже на уровне сюжета видно, что "Кошмар на улице Вязов" заметно выделяется из огромного количества эксплуатационных фильмов-слэшеров, в которых маньяки убивали распутных подростков самыми разнообразными способами. (Одна только "Пятница, 13" получила 12 полнометражных продолжений.) Фильм Крейвена перешагнул границы жанра, став артефактом киноискусства – как, например, фильмы Серджио Леоне со временем переросли рамки такого же изначально малопочтенного жанра, как спагетти-вестерн.

Крейвен впечатляюще визуализирует кошмарные сновидения, причем с помощью очень скромных средств: сегодня трудно представить, что фильм был снят на ничтожный для современного кинопроизводства бюджет 1,1 млн долларов.

Для европейского жанра использование элементов сюрреализма не было в диковинку – вспомним ту же "Суспирию" (1977) Дарио Ардженто, напоминающую полуторачасовый кошмарный сон. Но для американского массового кино сюрреалистический фильм ужасов, в котором реальность и сновидения меняются местами, был еще экзотикой – эпоха Дэвида Линча настанет только через несколько лет, с выходом "Голубого бархата".

Любопытно, что по образованию Крейвен – психолог, и прекрасно понимал, на какие кнопки нажимать, обращаясь напрямую к подсознанию зрителя. (Начнем с того, что именно на улице Вязов в Далласе произошло самое главное и самое таинственное убийство в американской истории.) 

К привычному уже страху смерти, который сообщает слэшерам такую притягательность для подростковой аудитории, режиссер добавил мотив взросления и страха перед миром взрослых.

Все великие хорроры не просто становились исследованием определенных моральных и психологических проблем, но еще и находили для них точные визуальные образы. Например, в «Сиянии» (1980) Стенли Кубрика – это мотивы алкогольной зависимости и безумия. А визуальной метафорой этих состояний стали образы двух убитых девочек-близняшек и полусгнившего трупа женщины в ванной.

«Кошмар на улице Вязов»: фильм о страхе взросления

Критики уже указывали на то, что Фредди Крюгер воплощает то, что называется коллективным бессознательным. В фильме его образ является олицетворением подросткового страха перед вступлением в большой мир, который полон темных сторон. Мир взрослых – это мир лжи и постыдных тайн, скрываемых преступлений и нечистой совести, которую приходится глушить алкоголем. Взрослые в фильме фактически предают своих детей, обрекая их на гибель, поэтому Нэнси Томпсон, которая бросает вызов монстру – подчеркнуто невинна. Взрослым персонажам этой истории остается только чувство вины.

(Любопытно, что в одном из продолжений Нэнси, которая смогла избавиться от собственного ужаса перед взрослением, помогает другим подросткам – то есть становится таким себе «Ловцом во ржи», который облегчает детям переход в мир взрослых.)

В дальнейшем вышел еще с десяток продолжений фильма, в которых главным персонажем, вполне ожидаемо, стал сам Фредди Крюгер, но Крейвен уже не имел к ними особого отношения. Он написал сценарий третьей части («Воины сна», 1987), в которой мы снова встречаем повзрослевшую Нэнси, и поставил седьмую («Новый кошмар», 1994) – по своему любопытный постмодернистский триллер, в которой жертвами маньяка становятся члены съемочной группы первого фильма. Но ни один из них не поднялся до уровня оригинала. 

Читать больше

Like
0
Views
0

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.