The Psychologist

Как психологу выбрать свой метод?

Опубликовано в «Профессия»

Как психологу выбрать свой метод?
Кристина КУДРЯВЦЕВА

Кристина КУДРЯВЦЕВА

15 мин чтения
03/06/2025
Like
2
Views
528

Профессия психолога начинается не с диплома, а с момента, когда возникает вопрос: какой метод выбрать? И хотя академическое образование даёт фундамент, именно метод становится инструментом, рабочим пространством, а иногда и ограничением.

Как не ошибиться с выбором? Как отличить моду от призвания, структуру от живого опыта? И стоит ли сразу входить в долгосрочное обучение? В этом тексте мы постараемся ответить на эти вопросы.

Сегодня мы поговорим о том, как психологу выбрать метод. Мы регулярно получаем такие запросы и это хороший знак. Это означает, что у психологов, выпускников или тех, кто ещё учится в магистратуре, постепенно формируется осознание: чтобы работать с клиентом, нужен метод.

Так это устроено во всём мире: психологическое образование состоит из двух ключевых компонентов. Первый — академическая база: бакалавриат или магистратура, в зависимости от страны и её требований. В Украине, например, консультировать можно уже с уровнем бакалавра, а чтобы стать психотерапевтом, необходима магистерская подготовка.

Академическое образование даёт теоретическую основу, мировоззренческую рамку: что такое психология, как она возникла и развивалась, каковы её основные функции. Но оно не даёт, и не должно давать, ответа на главный практический вопрос: что делать с клиентом, который завтра придёт в кабинет? Ответ на этот вопрос даёт именно метод.

Недавно мы провели большое исследование в Европейской Школе Психологии среди студентов, для которых это первое, второе, третье, а иногда и пятое образование. И все отметили одно и то же: не хватает практики. Другими словами, не хватает метода. Поэтому первое, что я хочу подчеркнуть: практика и есть метод. Потому что метод всегда касается практической работы.

Согласно новому закону, как и в большинстве европейских стран, в сфере психического здоровья существует чёткое профессиональное разделение: есть психологи, и есть психотерапевты. Сейчас мы говорим исключительно о немедикаментозной помощи. Психиатры — это отдельная специальность, мы её здесь не рассматриваем.

Итак, в рамках немедикаментозной работы по поддержке ментального здоровья существуют два основных направления: психологи-консультанты (включая коучей) и психотерапевты. Мир давно признал это разделение, и теперь оно официально закреплено и в Украине.

И вот вопрос, который я часто слышу: как выпускнику или начинающему специалисту выбрать свой путь в профессии? Как двигаться дальше? На этот вопрос мы тоже постараемся сегодня ответить.

С чего начинать карьеру: с практики или с долгого обучения?

Меня часто спрашивают: "как лучше поступать — сначала долго учиться, а потом начинать практиковать? Или можно сразу работать с клиентами и совмещать это с обучением?"

Если вы можете позволити себе четыре года учёбы, а потом начать практику — это один из возможных путей. Но если вы, как и я, больше ориентированы на практику, то становится очевидным: просто просидев четыре года в аудитории, профессионалом не станешь. Именно поэтому мы выступаем за то, чтобы обучение шло параллельно с практикой. На мой взгляд, лучше сразу начинать работать с клиентами и одновременно учиться. Это гораздо эффективнее для формирования профессиональной идентичности.

Это одна сторона вопроса. Есть и другая — мы все живые люди. Нужно как-то зарабатывать, строить жизнь, содержать семью. И мир изменился. Сегодня модель «сначала только учусь, потом только работаю» почти нигде не работает. Рынок требует гибкости.

Разумеется, всё должно происходить в рамках закона, этических стандартов и международных норм. Но путь может быть таким: вы начинаете как психолог-консультант, а затем, если почувствуете потребность и желание, добираете необходимые часы, проходите четырёхлетнюю программу и сертифицируетесь как психотерапевт. Именно таким путем пошла бы я. Вы же выбирайте то, что ближе именно вам. Но важно понять одно: независимо от того, решите ли вы остаться консультантом или станете психотерапевтом, вам необходим метод.

Какие методы используют психотерапевты? А какие — консультанты?

Скажу прямо: это одни и те же методы. Да, возможно, мои коллеги из более академической среды не согласятся. Но если вам говорят, что психолог-консультант и психотерапевт работают совершенно разными методами, просто спросите: в чём конкретно разница? И если человек не может внятно объяснить, делайте выводы сами.

На деле и консультанты, и психотерапевты используют одни и те же подходы. Различие только в глубине проработки. Например, вы можете изучать аналитическую психологию Юнга. Если вы проходите четырёхлетнюю программу, то сертифицируетесь как юнгианский психотерапевт. А если выбираете более короткие программы — получаете право работать как консультант в юнгианском подходе. То же самое касается когнитивно-поведенческой терапии, гештальта, интегративной терапии.

На старте карьеры очень сложно сразу выбрать метод. А если вы сделали поспешный выбор, проучились два года и поняли, что это «не ваше» — жалко времени, жалко усилий. Но уже жалко и бросать. И вы продолжаете, тратите ещё два года. Этого можно избежать, если на старте дать себе пространство для гибкости.

Я знаю множество таких историй, наши студенты часто ими делятся. Человек поступает на долгосрочную программу, а через год вдруг осознаёт: «это не моё». Но год уже прошёл, или полтора. А потом проходят и все четыре. Знаете, это как в браке: ты уже понимаешь, что это не твой человек, но есть общая квартира, появился ребёнок, что-то купили, что-то начали и уже как-то неудобно останавливаться. Думаешь: «Сколько там той жизни осталось, пусть уже будет так». Но это не та история, в которую стоит входить в профессии. Потому что когда вы заходите в четырёхлетнюю программу сертификации психотерапевта, вы оказываетесь внутри системы. У вас супервизии только с супервизорами этого подхода, личная терапия — только с терапевтом из той же школы. Всё связано: от практики до итоговой аттестации. Вы становитесь частью определённой структуры. И если вы выбрали её неосознанно, со временем она может начать “давить”.

Именно поэтому я советую не торопиться. Выбирайте короткие программы, учитесь в разных школах. Смотрите, как работают специалисты в разных подходах, пробуйте это на себе и только потом делайте выбор.

Это — одна важная грань. Есть и другая — юридическая. Согласно новому украинскому законодательству, чтобы работать как психолог-консультант, не требуется проходить четырёхлетнюю сертификацию по конкретному методу. Закон регулирует сертификацию психотерапевтов и там всё чётко: не менее 1400 часов, 4 года обучения, личная терапия, супервизии, соответствие Страсбургской декларации.

Для консультанта требования проще. Закон говорит: нужно базовое обучение по психиатрии (чтобы уметь распознавать расстройства), теоретическая подготовка, система непрерывного профессионального развития. Но форматы, школы, программы — не регламентированы. Это даёт определённую свободу. Можно пробовать, посещать курсы, набирать часы, и параллельно лучше понимать себя, свой стиль, свои ценности.

Но даже с этой свободой важно понимать: никто не скажет вам, какой метод выбрать. Это невозможно. Представьте, что вы никогда не пробовали ни яблок, ни груш, ни бананов. А мы обсуждаем, что вкуснее — яблоко, груша или банан. Я могу часами рассказывать про вкус, свойства, метафоры. Но вы так и не поймёте, что вам подходит, пока сами не попробуете. То же самое и с выбором метода. Только опыт, только практика даст ответ. Но ваша свобода на старте — это преимущество. Не спешите менять её на четырёхлетние обязательства, если вы пока не уверены.

Попробовать метод “на вкус”: как сделать осознанный выбор

Поможет ли вам просто послушать рассказ о методе и сразу сделать правильный выбор? Нет, не поможет. Вам нужно, условно говоря, попробовать его на вкус. В самом буквальном смысле — прочувствовать, попробовать.

Как вы знаете, Украинская Психотерапевтическая Лига создала образовательное пространство «На кушетке», где каждый месяц выступает кто-то из звёзд мировой психологии. Мы приглашаем ведущих преподавателей разных направлений и это ключ к концепции.

Идея проста: дать участникам возможность попробовать на вкус разные «фрукты» психологических подходов без необходимости сразу погружаться в четырёхлетнее обучение, без обязательств и давления. И при этом, попробовать не посредственное «яблоко», а лучшее в своём сорте. Самый качественный образец метода.

В мае у нас выступал Джеймс Холлис — один из самых известных современных аналитических психологов. Его книги — бестселлеры, многие из них входили в списки The New York Times. Осенью мы ждём Дональда Калшеда. И я даже не мечтала, что фигуры такого масштаба будут лично читать лекции для нашей профессиональной аудитории.

Поэтому моя первая рекомендация: ищите пространства, где можно «попробовать» подход до того, как вы купите условный "камаз яблок". Потому что если вы уже купили, подписались, вложили время и деньги — с этим придётся как-то жить, хотите вы этого или нет. Сегодня возможности пробовать есть.

Вторая моя рекомендация (первая была — начинать с консультативного уровня): ищите пространства, где можно увидеть метод в действии. Не просто услышать о нём, не прочитать описание, а действительно встретиться с ним вживую.

Art или Science? Как найти себя в методе

Если вы спросите меня, с чего начать выбор метода, я скажу: начнём с большого деления. Это моё авторское видение, но оно основано на истоках самой психологии. Я условно делю все психотерапевтические подходы на два больших типа: глубинно-гуманистические (Art) и поведенчески-когнитивные, рациональные (Science).

Это деление совпадает с классификацией академических степеней в западной системе образования: Master of Arts и Master of Science. Психология действительно выросла из двух совершенно разных источников — и это не метафора.

Два истока психологии: философия и физиология

Первый источник — религиозно-философский. От шаманов племён до философов Древней Греции, которые задавали те же вопросы, что и мы сегодня: кто я? в чём смысл? как найти себя? Это традиция поиска глубины, смысла, целостности.

Второй источник — эмпирически-физиологический. С XIX века, когда медики начали изучать психику как функцию мозга: измеряли реакции, исследовали связи между физиологией и сознанием, тестировали. Это традиция измеримости, доказательности, практической пользы.

И сегодня эти два потока остаются: глубинные подходы (Art) и поведенчески-когнитивные (Science). 

Что решает метод: развитие или устранение симптома

Философия и религия в жизни человека никогда не были о том, как условно “обезболить правую ногу”. Их функция — не утилитарная. Они — о развитии, о соединении материального и духовного, о пути, о смысле.

Science-подходы как раз утилитарны: как снять тревожность, преодолеть паническую атаку, уснуть, выступить на публике. Это инструментальные задачи. Это не значит, что гуманистические подходы не облегчают симптомы, а когнитивные — не дают глубины. Просто фокус и точка входа разные. И, соответственно, разный ответ на вопрос клиента: что я получу от этой терапии?

С чего начать выбор метода?

Если бы вы пришли ко мне на консультацию с вопросом о выборе метода, я бы сначала спросила: «вам ближе философия, искусство, религиозный опыт или эксперименты, данные, структура, алгоритм?»

Science-подходы — это КПТ, схема-терапия, коучинг, EMDR. Они работают в чётких рамках. Там есть протоколы, инструкции, стандарты. Это удобно, безопасно, понятно. Для кого-то это — ограничение. А для кого-то, наоборот — опора.

Например, если вы человек, которому комфортно в структуре, кто любит чёткие алгоритмы, не склонен к импровизации — вам ближе поведенческие подходы. Это наука, работающая с конкретными задачами.

А если вас тянет к метафоре, к символу, к глубине — ваша стихия, скорее всего, в гуманитарном крыле. Это юнгианская психология, современный психоанализ, аналитические школы, арт-терапия, телесные и символические практики. Это психология как искусство и путь самопознания.

А если вам близко и то, и другое? Лучшее решение — интеграция. Ни один подход не охватывает всей сложности психики. Именно поэтому ведущие психотерапевтические школы мира сегодня движутся к интегративной модели.

Быть в одном методе — значит ограничивать себя. Если метод превращается в замкнутую систему, это уже похоже на секту: «мы — свои», все остальные — «неправильные». А замкнутые системы со временем разрушаются. Энтропия растёт. Начинается распад. Поэтому интегративность — это не компромисс. Это зрелость.

Простой ориентир: спросите себя, какую лекцию вы скорее посмотрите на YouTube - про устройство мозга или про смысл жизни? Вас вдохновляют математические модели или символические образы? Хотите ли вы точных протоколов или пространства для творчества?

Ваш ответ — это уже шаг к выбору метода. А дальше — попробовать на вкус. Посмотреть, как работают разные подходы на практике. И уже не разумом, а телом, интуицией, опытом почувствовать: моё это или нет.

Поэтому моя искренняя рекомендация, даже если вы уже учитесь в конкретном подходе, ищите среду, где представлены разные методы. Общайтесь с коллегами, слушайте спикеров с разными базами, погружайтесь в новые темы, даже если они не “ваши”. Это обогащает не только практику, это поддерживает живой вашу профессиональную идентичность.

К сожалению, я не раз видела, как метод может становиться «сектоподобным». Это касается даже таких мощных направлений, как аналитическая психология. Да, я сама, человек, который очень любит и глубоко практикует аналитическую психологию. Но я абсолютно осознанно говорю: если ко мне приходит клиент с конкретным запросом, например, паническими атаками, лучшим выбором для него будет когнитивно-поведенческая терапия. Несколько сессий и человек получает реальное облегчение.

Так что вопрос не в том, какой метод «лучше». А в том, какой метод отвечает на конкретный запрос. И чтобы у вас был выбор, вы должны быть открыты к разным подходам, знать их, понимать их логику и потенциал.

Читать больше

Like
2
Views
528

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Комментировать

Обратите внимание, что все поля обязательны для заполнения.

Ваш email не будет опубликован. Он будет использоваться исключительно для дальнейшей идентификации.

Все комментарии проходят предварительную проверку и публикуются только после рассмотрения модераторами.